+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.10.2023 09:30:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Коричневая ветка метро: быть ли ей или не быть в Петербурге?

В Петербурге с третьей попытки нашли подрядчика для обеспечения прокладки с точки зрения безопасности новой «коричневой» (Красносельско-Калининской) ветки метро от проектной станции «Казаковская» до «Путиловской». Подрядчик НИПИИ «Ленметрогипротранс» обязан провести работы до 15 декабря 2024-го, чтобы обе станции метро, по плану, смогли открыться к концу года. Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Линда Рыжих рассказала РЖД-Партнер, на каком этапе работ могут возникнуть сложности, и стоит ли ожидать очередного переноса открытия.
Коричневая ветка метро: быть ли ей или не быть в Петербурге?

– Говоря о строительстве питерского метро, главная особенность и сложность – мягкий болотистый грунт. В этом плане работа питерских метростроителей отличается от московских. Существуют и другие угрозы безопасности. По каким еще критериям можно назвать работу питерских метростроителей более трудоемкой?

– К основным причинам того, что строительство метро в Петербурге более трудоемко, чем в Москве, в первую очередь необходимо отнести тот факт, что в Москве все линии уже давно проложены и в настоящее время осуществляется ввод в эксплуатацию станций, которые находятся на небольшой глубине.

Нюансы строительства

– Что же делать?

– В связи с этим их возможно строить открытым способом – тоннели и станции строятся, соответственно, в разрытых траншеях и котлованах, после чего засыпаются грунтом. Для нашего города такой способ далеко не всегда приемлем. Еще одна причина – устаревшее оборудование, которое используют метростроители в СПб (эта техника прошлого века, еще 1980-х годов). В результате производительность труда невысокая, а производственные затраты существенно растут.

В связи с особенностями почвы в Санкт-Петербурге, при строительстве метро необходимо предусматривать риски возникновения давления на несущие укрепительные конструкции со стороны скрытых участков воды и песка. Конечно же, потенциально небезопасно строить метро на «намыве» – это грозит аварийными ситуациями и высокой вероятностью затоплений.

С точки зрения безопасности, на мой взгляд, необходимо использовать более технологичное оборудование: в подземных условиях в соответствии с нормативами нужно применять только двигатели, в отработавших газах которых концентрация вредных веществ не превышает определенных величин. Такие двигатели являются компонентом более высокотехнологичного оборудования, чем то, которое используются сегодня в метростроительных работах. При производстве взрывных работ необходимо уделять больше внимания по обеспечению безопасности персонала и предупреждению отравления людей пылью и ядовитыми продуктами. В Москве эта проблема не так остра, поскольку, как уже было отмечено, взрывные работы уже проведены и сейчас строятся только станции.

Старт с отсрочкой 

– В связи с тем, что строительство «Казаковской» и «Путиловской станций стартовало в Санкт-Петербурге еще в 2015 году, придется ли что-либо переделывать?

– Безусловно, придется осуществлять какие-то дополнительные работы: частично переделывать, менять конструкции и т.п., совершенствовать. Это неизбежно именно по причине устаревания оборудования (претерпевшего как физический, так и моральный износ) и материалов. 

– На обеспечение безопасности участка законтрактовано 864,5 млн. Этого хватит?

– Для более точно ответа на этот вопрос необходимо знать все детали спецификации по данному участку. Я предполагаю, что этих средств должно быть достаточно, если грамотно подойти к процессу рационального их использования. Нужно рассчитать все риски и спрогнозировать ожидаемую эффективность и далее, исходя из полученных результатов, составить план оптимального распределения этих ресурсов.

– По плану станции «Казаковская» и «Путиловская» должны открыться в конце 2024 года. Реально ли это, успеют ли завершить все работы?

– Мое мнение, что вероятность очередного переноса сроков завершения работ очень высока. При том, что приходится, как говорится, часто «менять коней на переправе», быть уверенными в открытии к концу 2024 года этих станций не приходится... Думаю, что при оптимистичном сценарии развития ситуации, можно ожидать завершения строительства не раньше, чем к 2025 году.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions