+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2023 16:29:20
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Дефицит рабочих в транспортной сфере составляет порядка 30%

Заведующая научно-исследовательским отделом комплексного развития транспорта Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Татьяна Михеева рассказала РЖД-Партнеру, почему даже поднятие стоимости проезда в общественном транспорте не способно в полной мере решить проблемы перевозчиков и как им приходится балансировать между ценой и качеством.
Дефицит рабочих в транспортной сфере составляет порядка 30%
– Почему растет стоимость проезда в общественном транспорте?

– Актуальная причина одна – инфляция, именно ею обусловлены рост операционных расходов на организацию перевозки: выросла стоимость запчастей, выросла стоимость топлива, для удержания водительского состава требуется обеспечивать индексацию заработной платы, также нужно поддерживать производственно-техническую базу предприятия. А в случае, если перевозчик задумал обновить подвижной состав, то его стоимость, которая за последнее время значительно выросла, также учитывается в расходах. К сожалению, даже при повышении стоимости проезда при существующем пассажиропотоке во многих городах тариф не способен компенсировать все понесенные перевозчиком расходы, поэтому его приходится повышать, хоть это, мягко говоря, непопулярное решение, которое в некоторых случаях может привести и к снижению пассажиропотока.

– Возможно ли решить проблемы перевозчиков, не прибегая к повышению цен?

– Такая стоимость проезда даже занижена, так как, повторюсь, в большинстве городов тариф при текущем уровне пассажиропотока не в состоянии полностью компенсировать операционные расходы на функционирование транспорта и амортизационные отчисления на обновление подвижного состава. Сейчас своеобразный баланс, особенно в небольших городах, соблюдается за счет снижения качества обслуживания населения – подвижной состав подолгу не обновляется, расписание соблюдается не полностью, вечерние рейсы не обслуживаются, – все, чтобы сэкономить на эксплуатационных расходах на маршруты. В целом речь идет не о нехватке подвижного состава, а об уровне его износа – множество машин по стране вышли из нормативного срока службы, что сказывается и на комфорте, и на безопасности, и на экологии. Но это тоже неправильно.

Конечно, в этом вопросе определяющими становятся приоритеты государства: общественный транспорт – это такое же социальное благо, как, например, дороги, на содержание и обслуживание которых ежегодно выделяются средства. Так и содержание и эксплуатация общественного транспорта должны компенсироваться из бюджетных средств, только в таком случае можно говорить о снижении тарифа. Вместе с тем понятно, что сейчас бюджетные средства ограниченны – но тут речь идет о приоритетах развития города, и ставка на личные автомобили может быть неоправданной в долгосрочной перспективе.

Сейчас ситуация потихоньку выправляется – появились федеральные инициативы, позволяющие приобрести новый подвижной состав на условиях льготного лизинга или с использованием специальных казначейских кредитов. Но тут на первый план выходит проблема нехватки водителей, которые должны эти машины обслуживать. И здесь неважно, какой парк, если персонала для его обслуживания не хватает, – это значит, что на линию выйдет машин ровно столько, сколько хватает водителей.

– Говоря о нехватке водителей, каковы актуальные цифры?

– В настоящий момент Транспортная стратегия Российской Федерации прогнозирует к 2030 году рост числа рабочих мест в отрасли на 260 тыс. (8%). При этом уже сейчас в транспортной сфере наблюдается дефицит квалифицированных рабочих, в том числе водителей, порядка 30% от необходимой численности, при этом в крупнейших предприятиях отрасли Москвы и Санкт-Петербурга дефицит составлял до 14% от штата – и это на предприятиях, где обеспечивается конкурентная заработная плата и расширенный социальный пакет, особенно по сравнению с предприятиями в других городах.

– Выходит, что, терпя неудобства, горожане пересаживаются на личный транспорт, из-за чего городской транспорт терпит различного рода убытки. Сможет ли отрасль восстановиться?

– Да, в какой-то мере это замкнутый круг: люди пересаживаются на личный транспорт, пассажиропоток на маршрутах убывает, перевозчики терпят убытки из-за снижения пассажиропотока и уменьшают количество рейсов, общественный транспорт ходит реже, становится нестабильным, люди выбирают более стабильный способ передвижения, что приводит к новому оттоку пассажиров.

Здесь крайне важно обеспечить стабильность работы общественного транспорта и за счет качества работы и разнообразных преференций для пассажиров сделать его более привлекательным. Сейчас государство озаботилось вопросом его восстановления и развития, в том числе и городского электрического транспорта, который незаменим на больших пассажиропотоках, поэтому надеемся, что своевременные меры позволят остановить деградацию пассажирского транспорта.

Беседовала Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions