+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.07.2023 10:26:47
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

России не хватает роботов

Развитие робототехники в стране должно обрести стратегическое значение. Этому направлению предлагается уделить особое внимание в рамках обновленного проекта «Развитие производства средств производства» на период до 2030 года. Ситуацию обсудили на круглом столе в комитете по экономической политике Совета Федерации.
Лидер из прошлого

Согласно последним данным, в РФ на 10 тыс. работников приходилось 9 промышленных роботов, тогда как, например, в Японии – 399, Сингапуре – 670, Южной Корее – 1000. А когда-то Советский Союз входил в число лидеров по роботизации на производстве, напомнил председатель Национальной ассоциации участников рынка робототехники Александр Лопота. «В 1970-х годах 40% мирового рынка первых промышленных роботов, и, кстати, сервисных, было в нашей стране. К примеру, в то время делались первые роботы для нашего АвтоВАЗа. Все это 55 лет назад начиналось и постепенно схлопнулось», – рассказал он.

По словам сенатора Константина Долгова, в последние годы рынок отечественной робототехники демонстрирует высокие темпы роста, однако это связано с эффектом крайне низкой базы. По итогам прошлого года объем внутреннего производства промышленных роботов превысил 1 млрд руб., с ростом к предыдущему на 30%. «Эти темпы никого не должны вводить в заблуждение. Мы, конечно, серьезно отстаем здесь от многих промышленно развитых стран. Сейчас в нашей промышленности работает несколько тысяч роботов, ежегодно продается до 1,5 тыс. промышленных роботов собственного и зарубежного производства. Это примерно в 100 раз меньше, чем в Китае», – подчеркнул представитель палаты регионов.

До прошлого года подавляющая часть роботов поставлялась ведущими мировыми изготовителями, в частности, из Японии, Швеции, Германии. Из 1,5 тыс. ед. робототехники, приобретенной до пандемии, в 2019 году, только 87 были российского производства.

Сейчас поставки происходят на фоне переориентации логистических цепочек. «Не все удается завезти по параллельному импорту. И самая главная стоит задача – налаживание отечественного производства – и комплектующих, и в целом конечной продукции робототехники», – заявил К. Долгов.

Вкалывает человек

Одна из проблем на пути развития промышленной робототехники – ограниченная емкость внутреннего рынка. Есть потенциал расширения области ее применения, к примеру, за счет пищевой, фармацевтической и других промышленностей, однако руководители многих предприятий просто не понимают, зачем им нужны роботы, говорит ректор МГТУ «Станкин» Владимир Серебряный. Порой можно услышать, что это неоправданно высокие финансовые затраты.

«В модернизацию производств вкладывается огромное количество денег, но на выходе роботов там нет. Станки с ЧПУ повсеместно стоят, но станки с ЧПУ – это один из сегментов автоматизации. Следующий сегмент, который напрашивается, – роботы, но его нет как класса. Почему? Потому что руководители предприятий не знают, что современная робототехника повышает производительность труда, причем в разы», – считает В. Серебряный.

Уменьшить стоимость робототехники для конечного потребителя отчасти возможно за счет мер господдержки отечественным производителям. По словам замглавы Минцифры Андрея Заренина, в их числе предусматривается адресная помощь в виде субсидий, грантов, которые позволят снизить цену продукции для заказчика. Отдельно рассматривается возможность субсидий на проведение испытаний, тестирования высокоавтоматизированной продукции.

К настоящему времени актуализирована редакция федерального проекта по развитию средств производства, который в целом затрагивает станкоинструментальную отрасль. Как сообщил К. Долгов, с правительством РФ достигнута договоренность, что в этой программе будет отдельное направление по промышленной робототехнике с целевым финансированием. В частности, средства должны быть заложены на опытно-конструкторские работы – сейчас это одно из слабых мест, уточнил сенатор.
В настоящий момент ведется обсуждение с Минфином по выделению адекватного финансирования на эти цели.

«Мы понимаем трудности, бюджет тяжелый, он не будет простым в ближайшие годы. Тем не менее на такие стратегические вещи деньги находить надо», – убежден К. Долгов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions