+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2017 14:30:05
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Помидоры отыгрались на пшенице: как взаимные запреты отразились на экспорте российского зерна в Турцию

В этом сезоне сократились объемы поставок российского зерна в Турцию. Удастся ли их восстановить и насколько заинтересованы наши зерновики в турецком рынке, РЖД-Партнер разбирался вместе с экспертами отрасли.
Напомним, в январе 2016 года Россия ввела эмбарго на турецкие сельхозпродукты в ответ на уничтожение турецкими военными российского бомбардировщика СУ-24. После извинений главы республики Эрдогана ограничения осенью частично сняли. В ответ на сохраняющийся запрет ввоза в РФ отдельных турецких овощей в марте Анкара отменила для России беспошлинный режим ввоза сельскохозяйственной продукции. Заградительные пошлины в размере 130% ввели на пшеницу, кукурузу, подсолнечный шрот и масло. Запрет действовал два месяца. В начале мая президенты двух стран договорились о снятии взаимных ограничений в торговой сфере, в списке не разрешенных продуктов временно остались лишь турецкие томаты.

В целом наложенное вето не нанесло катастрофического урона зерновикам. «Санкции пришлись на период, когда основные объемы уже были отгружены, - объясняет вице-президент Российского Зернового Союза Александр Корбут. - На сегодняшний день мы отправили в Турцию почти 2,9 млн тонн зерна. Основные поставки выполнены, существенных объемов мы уже не получим. Может быть, еще 200-300 тысяч тонн, не более того. На фоне того, что отгрузили, это несущественно».

Тем не менее, «довести поставки пшеницы до нужного уровня не удалось, - отмечает президент Национальной Ассоциации Экспортеров Сельскохозяйственной продукции Сергей Балан. - Ситуация с поставками зерна в сезоне 2016/17 была омрачена ограничительными мерами, предпринятыми властями Турции. Беспошлинный ввоз пшеницы для России был закрыт почти два месяца, и темп, естественно, был потерян». Если в прошлом сезоне в Турцию было поставлено порядка 3 млн тонн пшеницы, на момент введения режима - 1,9 млн тонн. «Если бы режим не отменили, мы бы потеряли (в объемах поставки – ред.) порядка миллиона тонн как минимум. Но все равно я считаю, что выйти на объемы прошлого года уже не получится. Мы недопоставим примерно 300-400 тысяч тонн пшеницы», - считает С. Балан. Причина тому, по мнению эксперта, в сложившемся к концу сезона дефиците зерна на отечественном рынке. Он проявляется не в целом по стране, а в регионах – традиционных поставщиках зерна на экспорт. В первую очередь нехватка зерна ощущается в Южном федеральном округе, а везти продукт из других регионов экономически невыгодно.

В части перевозок российской пшеницы экспортеры надеются на положительную динамику политико-экономических отношений двух стран и сохранение географии поставок. По мнению одного из ведущих зерновых трейдеров (он согласился на разговор без упоминания имен), рынок Турции чрезвычайно важен для России и быстрого замещения ему экспортеры не видят. Переориентировать все объемы и, что самое главное, сделать это быстро - крайне нетривиальная задача. «В мире нет такого спроса, чтобы где-то сидели и ждали, когда же к ним привезут российское переориентированное с турецкого рынка зерно или масло, - убежден поставщик. - Рынок очень важный, тем более, что турки эффективно осуществляют логистическую функцию по Ближнему Востоку. Они умеют это делать, у них налаженные связи. К примеру, берут большую партию в режиме таможенной переработки и делают муку, распространяя ее дальше машинами, контейнерами. Из России не поставить контейнер куда-нибудь в Сирию или в Ирак, где покупатель хочет купить 50 мешков муки. Это совершенно другая инфраструктура». По мнению трейдера, попытки переориентировать зерно негативно скажутся на внутреннем рынке и ударят по российскому аграрию. «Вы решили повезти ваше зерно на новый рынок, - прогнозирует наш собеседник. - На новых рынках сидят умные люди, и они понимают, зачем вы его везете и говорят: окей, минус 50 долларов или 100. Это для нас чревато большими скидками, которые должна будет предоставить Россия. У трейдера доход копеечный, следовательно, эту скидку вы должны будете отыграть у российского агрария, понизив цены на внутреннем рынке. А на внутреннем рынке санкции уже сказались крайне негативно». В качестве примера приводит вывоз большого объема маслосемян в Турцию во время запрета на импорт российского подсолнечного масла. В минусе оказались наши переработчики, чьи предприятия и так не были загружены в полной мере.

По мнению экспортера, турецкие партнеры также заинтересованы в связях с российскими поставщиками. Без взаимного интереса не было бы столько лет взаимовыгодной торговли. «Они тоже против всех барьеров», - уверен трейдер.
Однако в конце мая появились сообщения об очередных препятствиях ввозу российской сельхозпродукции, теперь - со стороны турецкого бизнеса. Федеральные СМИ выяснили, что инициатива исходит не от властей, за ограничения до 25% от общего объема их импорта высказался Союз экспортеров Стамбула, который с помощью квот пытается подстраховаться на случай очередных осложнений между странами.
«Посмотрим, как будет развиваться политическая ситуация в следующем сезоне, – размышляет о перспективах вице-президент РЗС А. Корбут. – Проблема в чем? В утрате доверия к турецким партнерам».

Напомним, в этом сезоне Турция сохранила второе место в рейтинге стран-импортеров российского зерна. В июле-мае 2015/2016 в Турцию отгружено 4160 тыс. тонн зерна из России. За тот же период 2016-2017 объем поставок составил 3074 тыс. тонн. В сравнении с прошлым сезоном Россия поставила меньше зерна в страны Ближнего Востока и больше в страны Азии и Северной Африки. Это информация прозвучала на прошедшем в начале июня XVIII Международном зерновом раунде «Рынок зерна – вчера, сегодня, завтра» в докладе директора Департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игоря Павенского.

С учетом предварительных данных за май, в целом экспорт зерна из России в июле–мае 2016/17 составил 33,7 млн тонн, что на 0,7 млн тонн больше, чем в аналогичном периоде сезона 2015/16 (33 млн т). В том числе экспорт пшеницы составил 26 млн тонн (+2,1 млн тонн к 2015/16). Несмотря на нервозную ситуацию с поставками в Турцию, приведенные специалистом цифры настраивают на оптимистический лад.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions