+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2017 14:30:05
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Помидоры отыгрались на пшенице: как взаимные запреты отразились на экспорте российского зерна в Турцию

В этом сезоне сократились объемы поставок российского зерна в Турцию. Удастся ли их восстановить и насколько заинтересованы наши зерновики в турецком рынке, РЖД-Партнер разбирался вместе с экспертами отрасли.
Напомним, в январе 2016 года Россия ввела эмбарго на турецкие сельхозпродукты в ответ на уничтожение турецкими военными российского бомбардировщика СУ-24. После извинений главы республики Эрдогана ограничения осенью частично сняли. В ответ на сохраняющийся запрет ввоза в РФ отдельных турецких овощей в марте Анкара отменила для России беспошлинный режим ввоза сельскохозяйственной продукции. Заградительные пошлины в размере 130% ввели на пшеницу, кукурузу, подсолнечный шрот и масло. Запрет действовал два месяца. В начале мая президенты двух стран договорились о снятии взаимных ограничений в торговой сфере, в списке не разрешенных продуктов временно остались лишь турецкие томаты.

В целом наложенное вето не нанесло катастрофического урона зерновикам. «Санкции пришлись на период, когда основные объемы уже были отгружены, - объясняет вице-президент Российского Зернового Союза Александр Корбут. - На сегодняшний день мы отправили в Турцию почти 2,9 млн тонн зерна. Основные поставки выполнены, существенных объемов мы уже не получим. Может быть, еще 200-300 тысяч тонн, не более того. На фоне того, что отгрузили, это несущественно».

Тем не менее, «довести поставки пшеницы до нужного уровня не удалось, - отмечает президент Национальной Ассоциации Экспортеров Сельскохозяйственной продукции Сергей Балан. - Ситуация с поставками зерна в сезоне 2016/17 была омрачена ограничительными мерами, предпринятыми властями Турции. Беспошлинный ввоз пшеницы для России был закрыт почти два месяца, и темп, естественно, был потерян». Если в прошлом сезоне в Турцию было поставлено порядка 3 млн тонн пшеницы, на момент введения режима - 1,9 млн тонн. «Если бы режим не отменили, мы бы потеряли (в объемах поставки – ред.) порядка миллиона тонн как минимум. Но все равно я считаю, что выйти на объемы прошлого года уже не получится. Мы недопоставим примерно 300-400 тысяч тонн пшеницы», - считает С. Балан. Причина тому, по мнению эксперта, в сложившемся к концу сезона дефиците зерна на отечественном рынке. Он проявляется не в целом по стране, а в регионах – традиционных поставщиках зерна на экспорт. В первую очередь нехватка зерна ощущается в Южном федеральном округе, а везти продукт из других регионов экономически невыгодно.

В части перевозок российской пшеницы экспортеры надеются на положительную динамику политико-экономических отношений двух стран и сохранение географии поставок. По мнению одного из ведущих зерновых трейдеров (он согласился на разговор без упоминания имен), рынок Турции чрезвычайно важен для России и быстрого замещения ему экспортеры не видят. Переориентировать все объемы и, что самое главное, сделать это быстро - крайне нетривиальная задача. «В мире нет такого спроса, чтобы где-то сидели и ждали, когда же к ним привезут российское переориентированное с турецкого рынка зерно или масло, - убежден поставщик. - Рынок очень важный, тем более, что турки эффективно осуществляют логистическую функцию по Ближнему Востоку. Они умеют это делать, у них налаженные связи. К примеру, берут большую партию в режиме таможенной переработки и делают муку, распространяя ее дальше машинами, контейнерами. Из России не поставить контейнер куда-нибудь в Сирию или в Ирак, где покупатель хочет купить 50 мешков муки. Это совершенно другая инфраструктура». По мнению трейдера, попытки переориентировать зерно негативно скажутся на внутреннем рынке и ударят по российскому аграрию. «Вы решили повезти ваше зерно на новый рынок, - прогнозирует наш собеседник. - На новых рынках сидят умные люди, и они понимают, зачем вы его везете и говорят: окей, минус 50 долларов или 100. Это для нас чревато большими скидками, которые должна будет предоставить Россия. У трейдера доход копеечный, следовательно, эту скидку вы должны будете отыграть у российского агрария, понизив цены на внутреннем рынке. А на внутреннем рынке санкции уже сказались крайне негативно». В качестве примера приводит вывоз большого объема маслосемян в Турцию во время запрета на импорт российского подсолнечного масла. В минусе оказались наши переработчики, чьи предприятия и так не были загружены в полной мере.

По мнению экспортера, турецкие партнеры также заинтересованы в связях с российскими поставщиками. Без взаимного интереса не было бы столько лет взаимовыгодной торговли. «Они тоже против всех барьеров», - уверен трейдер.
Однако в конце мая появились сообщения об очередных препятствиях ввозу российской сельхозпродукции, теперь - со стороны турецкого бизнеса. Федеральные СМИ выяснили, что инициатива исходит не от властей, за ограничения до 25% от общего объема их импорта высказался Союз экспортеров Стамбула, который с помощью квот пытается подстраховаться на случай очередных осложнений между странами.
«Посмотрим, как будет развиваться политическая ситуация в следующем сезоне, – размышляет о перспективах вице-президент РЗС А. Корбут. – Проблема в чем? В утрате доверия к турецким партнерам».

Напомним, в этом сезоне Турция сохранила второе место в рейтинге стран-импортеров российского зерна. В июле-мае 2015/2016 в Турцию отгружено 4160 тыс. тонн зерна из России. За тот же период 2016-2017 объем поставок составил 3074 тыс. тонн. В сравнении с прошлым сезоном Россия поставила меньше зерна в страны Ближнего Востока и больше в страны Азии и Северной Африки. Это информация прозвучала на прошедшем в начале июня XVIII Международном зерновом раунде «Рынок зерна – вчера, сегодня, завтра» в докладе директора Департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игоря Павенского.

С учетом предварительных данных за май, в целом экспорт зерна из России в июле–мае 2016/17 составил 33,7 млн тонн, что на 0,7 млн тонн больше, чем в аналогичном периоде сезона 2015/16 (33 млн т). В том числе экспорт пшеницы составил 26 млн тонн (+2,1 млн тонн к 2015/16). Несмотря на нервозную ситуацию с поставками в Турцию, приведенные специалистом цифры настраивают на оптимистический лад.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions