+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.03.2024 14:36:42
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Логистика для водорода

В России создаются полигоны для испытаний и апробации технологий водородной энергетики. Один из главных вопросов связан с возможностями транспортировки этого газа.
Логистика для водорода
Прогнозы неопределенны

В 2021 году правительством РФ утверждена инициатива социально-экономического развития «Чистая энергетика», предусматривающая создание отечественных технологий изготовления, хранения, транспортировки водорода и опытных образцов сопутствующих изделий. В 2022-м сформирован одноименный федеральный проект, который предусматривает в том числе поддержку компаниям, работающим в данном направлении, в форме субсидий.

Прогнозное потребление водорода в России в 2030 году оценивается в 11 млн т. Ключевой рост, как ожидается, будет обеспечен такими отраслями, как нефтепереработка, производство аммиака и метанола.
Ожидается также формирование экспортных партий водородного топлива. Правда, здесь прогнозы корректируются. Ранее предполагалось, что экспорт российского водорода к 2030 году может достигнуть 1–2 млн т. Но тогда в качестве рынков сбыта рассматривались в том числе страны Евросоюза.

Сейчас эти планы пересматриваются, сообщил директор департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Алексей Кулагин, с учетом перспектив поставок в Китай и других стран Азии. Он не стал озвучивать возможные цифры экспорта, уточнив, что эти параметры сейчас актуализируются.

Впрочем, будущее мирового спроса на водород пока неопределенно, рассказал начальник департамента угольной промышленности и перспективных технологий Аналитического центра ТЭК Константин Гребенник.

Например, McKinsey пересмотрела прогноз мирового потребления водорода к 2050 году с первоначальных 660 млн до 375 млн т, а к 2030-му – с 70 млн до 40 млн т.

Судя по всему, водородные проекты сегодня реализуются не теми темпами, как ожидалось прежде, говорит эксперт. Ключевым фактором, сдерживающим развитие водородной энергетики, он называет высокую стоимость получения самого водорода, низкий уровень готовности технологий.

Хотя в некоторых сферах применения водородное топливо может конкурировать с традиционными энергоносителями, например, на транспорте, не исключил К. Гребенник.

Контейнер или труба?

Гендиректор компании «Н2 Чистая энергетика» Алексей Каплун, в свою очередь, достаточно оптимистично смотрит на перспективы производства водорода из России. В качестве конкурентных преимуществ страны – крупнейшие запасы природного газа (производство водорода в данном случае идет методом паровой конверсии метана с улавливанием и захоронением СО2), отметил он.

Кроме того, есть потенциал получения так называемого зеленого водорода – методом электролиза воды на основе энергии приливов/отливов и других возобновляемых источников.
Здесь могут применяться технологии сжижения газа, но в этом случае важны технические решения для транспортировки топлива. Пока что есть большая проблема, как вывозить водород, подчеркнул А. Каплун.

Существуют 2 варианта. Первый – обеспечивать перевозку сжиженного водорода в танк-контейнерах, но их в стране изготавливаются единицы в год, а только для одного сахалинского проекта нужно будет не менее 1 тыс. контейнеров.

Альтернативное решение связано со строительством водородопроводов. «В эту сторону сейчас смотрят все страны. Если взять проекты, которые реализуются на Ближнем Востоке или в Африке,… они, как правило, включают в себя строительство водородопроводов. Это не есть неизвестная история», – говорит гендиректор компании «Н2 Чистая энергетика».

В частности, Китай планирует у себя построить порядка 6 тыс. водородопроводов к 2050 году, в первую очередь для прокачки водорода по своей стране.

Пока что основной ограничивающий поставки газа фактор – неразвитость водородной транспортной инфраструктуры, хотя в стране есть все технологические возможности, чтобы строить и танк-контейнеры, и трубопроводы, резюмировал А. Каплун.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions