Логистика коронавирусного периода
Сергей Максимов, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, конференцию начал с демонстрации графика объема перевезенных грузов новосибирским транспортным узлом в 2020-м. Привычная лесенка со ступеньками вверх в коронавирусный год получила неправильную форму. Статистика начинается с подъема – в январе и феврале 2020-го динамика была положительной: объем перевезенных грузов в январе 2020 года достиг показателя в 102,8 млн т груза, в феврале – уже 105,3, а в марте – в этот период мир вступил в борьбу с новой коронавирусной инфекций – объем перевезенных грузов транспортом Новосибирского транспортного узла снизился до 100 млн т грузов. Заявлено, что в этот период удар был нанесен всей транспортной отрасли России – пострадали все виды перевозок, как авиационные и морские, так и железнодорожные и автомобильные.
В апреле, на второй месяц борьбы с коронавирусом, правительство России признало транспортную отрасль одной из наиболее пострадавших отраслей российской экономики, а в Новосибирском узле объем перевезенных грузов снизился вдвое по сравнению с показателями за январь 2020 года:
«Май прошел чуть получше, отрасль потеряла всего 38%. В I полугодии 2020-го некоторые регионы ввели незаконные ограничения по автотранспорту: ситуация была очень сложной, приходилось с колес менять логистику. Перевозили загруженный на автотранспорт груз по железной дороге. Поэтому итоги года удалось стабилизировать, значительного падения нет. В декабре объем перевезенного груза удалось поднять до 93,9 млн т», – продолжает С. Максимов.
Участники рынка заявляют, что ситуация сложной остается и в начале 2021 года.
Коронавирусный коллапс
В марте 2021 года на российско-китайской границе – коллапс из груженых поездов. Участники рынка заявляют, что погранпереходы вместо согласованной нормы в 22 поезда проходят только 13, согласно телеграммам РЖД. Ограничения приема грузов в контейнерах зафиксированы через погранпереходы Забайкальск – Маньчжурия и Наушки – Сухэ-Батор.
Кроме того, и китайская сторона ужесточила требования к российским грузоперевозчикам. Во-первых, часть российских грузов, например, на железнодорожной станции Суйфэньхэ принимают только в закрытых контейнерах или на платформах. Во-вторых, Китай с этого года не принимает российские сертификаты о санобработке российской продукции против коронавирусной инфекции, и поезда стоят из-за необходимости провести эту обработку на границе.
«Даже если завтра Китай откроет границы и объявит свободный проход грузов, мы все равно не поедем. Из-за затора мы не сможем двигаться, на российской стороне не готова инфраструктура. Она находится в крайне критическом состоянии: по официальным данным, Восточный полигон загружен на 150%. Идет модернизация, президент взял модернизацию Транссиба и БАМа под личный контроль. Но стоит задача по вводу на 2024 год. Так что нам придется учиться жить в условиях ограниченной инфраструктуры», – заявил на конференции С. Максимов.
«Не согласен. Если завтра границы откроются, то грузооборот восстановится уже через день: контейнеров, конечно, не хватает, но они появляются», – парирует Денис Стеренко, замгендиректора, руководитель по направлению железнодорожных перевозок ООО «АльянсТрансТорг».
Как рассказал Д. Стеренко, из-за коллапса у погранпереходов они тоже терпят убытки. «У нас в адрес погранпереходов стоят уже 30 поездов. Уже несколько дней стоят. Мы, конечно, ищем варианты. Какие? Можно вести не железной дорогой, а морем. Это дороже, но тоже вариант. Есть альтернативные погранпереходы. Гродеково – это, конечно, дополнительное плечо, но лучше ехать, чем стоять», – объясняет грузоперевозчик.
Наиболее сложной назвали ситуацию на погранпереходе Забайкальск. Здесь РЖД принимают к отправке вместо шести контейнерных поездов три-четыре. Это привело не только к затовариванию складов, но и к дефициту порожних контейнеровозов. Участники рынка признаются: преодолеть автотранспортом погранпереходы тоже не получится, на границе стоят и большегрузы.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.