+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.07.2023 12:04:21
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Дефицит билетов на юг: можно ли уехать на автобусе?

Тем не менее, это не единственный вид транспорта, на котором можно добраться до пункта назначения. Разбираемся, способно ли автобусное сообщение перекрыть дефицит железнодорожных билетов по южным направлениям и взять на себя растущий поток туристов.
Баланс цены и комфорта

Во-первых, купить железнодорожные билеты день в день не получится: те, кто определился с отпусками раньше, уже забронировали самые популярные места и направления. Во-вторых, «РЖД» в некоторых случаях увеличили глубину продажи до 45-90 дней, а значит ближайшие доступные для брони даты выпадают в лучшем случае на начало сентября. Авиасообщение также не является панацеей – зачастую цена билетов, особенно тех, что близки к планируемой дате вылета, оказывается запредельной. К счастью, есть альтернатива – добраться до желаемых курортов можно на автобусах. Не всем любимый вид поездок по многим параметрам, зато более стабильный с точки зрения доступности и регулярности. РЖД-Партнер разбирался, есть ли билеты на южные направления, куда удастся поехать, и во сколько обойдется такое путешествие.

В целом на многих направлениях автобусных перевозок выросли тарифы. Стоимость билетов в летний сезон 2023 года увеличилась в зависимости от направления в среднем на 20-40% по сравнению с летом 2021 года, а на ряде южных направлений – на 50-60%.

«Например, из Москвы в Краснодар в 2021 г. стоимость билета составляла в среднем 2500 руб., а в 2023 г. – уже 4000 руб. (рост на 60%), из Краснодара в Ставрополь – рост с 900 до 1250 руб. (на 40%), из Краснодара в Симферополь – с 1340 до 1650 руб. (на 23%). При этом на маршрутах, где нет столь большого ажиотажа, вызванного закрытием аэропортов или дефицитом мест в поездах дальнего следования, рост более умеренный, например, из Ярославля в Кострому стоимость проезда в автобусе возросла за два года с 355 до 425 руб. (на 20%), из Самары в Ижевск – с 1410 до 1850 руб. (на 31%), – рассказывает руководитель проектов «Центра экономики инфраструктуры» Александр Неретин. – Разные темпы роста связаны с тем, что тарифы на междугородных направлениях являются нерегулируемыми, перевозчик вправе устанавливать любую величину, ориентируясь на собственные издержки, норму доходности и иные показатели, связанные с финансовой устойчивостью».

Отдохнуть и не остаться с носом

Но вот стабильность отправлений сейчас сомнительная. С 24 июня, по сообщению московского Департамента транспорта, возможны задержки и отмены отправления на некоторых межрегиональных маршрутах автобусов, которые курсируют от столичных автовокзалов на юг страны. В контакт-центре «Автовокзалы Москвы» изданию РЖД-Партнер не опровергли информацию, что отмены возможны, и рекомендовали при выборе даты и времени путешествия обращаться за подтверждением актуальности по телефону.

«Билеты приобретаются везде: на автовокзалах, сайте мосметро.ру, в приложениях «Метро Москвы», «Московский транспорт», поэтому информация периодически меняется. Если билеты были приобретены в наших сервисах и рейс будет отменен по вине перевозчика после покупки билетов, возврат средств будет осуществлен в стопроцентном объеме», – подчеркнули в контакт-центре.
Справочная служба Санкт-Петербургского автовокзала оказалась недоступна. Расписание на сайте по южным направлениям хоть и опубликовано (Геленджик, Краснодар, Симферополь), но уточнить его актуальность и наличие билетов по направлениям там же не удалось. Например, сам СПБ ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС» в качестве перевозчика значится только в одном направлении – в Геленджик, следующий в этом направлении каждую пятницу. В автобусах из 50 мест забронированы в среднем 10-15. Но эту информацию можно узнать только на сайтах-партнерах. На официальном сайте автовокзала подробной информации о рейсе Петербург – Геленджик вообще не представлено.

Точное количество свободных билетов для бронирования не узнать и на автобусы до Краснодара. На сайте автовокзала их нет, а на одном из партнерских сервисов маршруты, совпадающие по всем параметрам (дате, времени, перевозчику и даже количеству свободных мест) дублировались десятки раз, поэтому вероятность заплатить за билет от 5 до 7 тыс. руб. и остаться с носом, увы, присутствует.

Найти компромисс

На самые ближайшие автобусные рейсы мест остается не очень много. Тем не менее, дефицита ожидать не стоит: мониторинг показывает, что по наиболее ажиотажным направлениям билет можно приобрести даже накануне совершения поездки. При этом динамического ценообразования (которое, например, особенно ярко выражено в стоимости билетов на воздушном транспорте) в автобусном сообщении не происходит, тариф является стабильным вне зависимости от того, сколько свободных мест осталось.

«Так как автобусные перевозчики имеют возможность гибко планировать маршрутную сеть и частоту сообщения по отдельным маршрутам, зачастую они добавляют дополнительные рейсы в даты наибольшего спроса или вместо автобуса малой вместимости выпускают на линию автобус большой вместимости, – говорит Александр Неретин. – Перевозчики часто сталкивались с проблемой низкой загрузки рейсов. Загрузка на уровне 40-50% от общего числа посадочных мест на многих направлениях являлась нормой, и возрастала она только в пиковое время (например, рейсы в пятницу вечером). В этом смысле автобусный транспорт существенно отличается от воздушного, где нормальной загрузкой считается не менее 80-85% занятых кресел. Происходящее в настоящее время увеличение средней загрузки рейсов в автобусных перевозках благоприятно сказывается на общем рынке этого вида транспорта».

Как сообщает генеральный директор сервиса бронирования отелей и квартир ТВИЛ Алексей Черепахин, после ЧП на Крымском мосту, произошедшего 17 июля, наблюдается резкое увеличение бронирований жилья в Краснодарском крае. Туристы, которые планировали отдохнуть в Крыму, быстро смогли перебронировать номера в Краснодарском крае: на 30% выросли бронирования жилья в Геленджике и Абхазии, на 24% — в Анапе и Туапсе.

«При этом повысилась и стоимость проживания в отелях: в Туапсе – на 21% и Абхазии – на 15%. Меньше всего цены выросли в Анапе — на 9% по сравнению с июнем. А нехватка доступных билетов на поезда — это сезонное явление. Так же, как и с отелями на морских курортах, билетов в южные направления в июле почти не остается: люди стремятся отдохнуть на море в летние каникулы. По статистике обычно к завершению августа и началу сентября, когда на курортах начинается «бархатный сезон», цены на жилье и билеты начинают снижаться. Билет на автобус из Москвы в Адлер, например, на 19 июля стоил от 3,5 тыс. руб., а до Краснодара ‒ от 4,8 тыс. Тогда как в прошлом году билет на автобус Москва ‒ Краснодар стоил 2,3 ‒ 3,5 тыс. руб., ‒ комментирует Алексей Черепахин. ‒ Вполне вероятно, что цены на билеты только вырастут в связи с ростом спроса на данный вид транспорта. Автобус пока остается наиболее доступным для большинства россиян, живущих в Центральной части страны, транспортом, чтобы добраться до Сочи, Анапы, Новороссийска. Но стоит отметить, что поездка на автобусе ‒ это для очень терпеливых туристов, время в пути занимает от 18 до 21 часа. Для соотечественников с Урала, из Сибири, с Севера все-таки актуальным средством остается поезд или самолет (до Сочи)».

С этим согласен и Александр Неретин: на расстояниях свыше 2 тыс. км. 90% пассажиров выбирают воздушное сообщение, потому что автобус и поезд становятся некомфортными из-за необходимости совершения более одной ночевки. При этом автобусы почти не имеют конкурентов и часто безальтернативны как вид транспорта на коротких направлениях перевозок, особенно если между двумя населенными пунктами нет связывающей их железной дороги.

«Переключить» пассажира на автобусный транспорт для совершения поездок на дальние дистанции возможно только при условии резкого повышения комфорта поездки и при соответствующем маркетинге (повышение качества обслуживания на автовокзалах, возможность купить билет онлайн, удобство расписания и т.д.). При этом сейчас наблюдается дефицит автобусов, которые были бы комфорнты для пассажиров в междугородных перевозках на дальние дистанции. Эта проблема может быть решена благодаря закупке подвижного состава в дружественных странах, таких как Китай и Бразилия, которые в отрасли производства автобусной техники значительно продвинулись за последние годы».

Однако остается риск, что при путешествии на дальние расстояния даже комфортабельный автобус не станет аргументом: на протяженных маршрутах (более чем 500 км) пассажиры скорее будут пользоваться железнодорожным и воздушным транспортом, а в случае дефицита билетов с высокой долей вероятности поедут на личном автомобиле или откажутся от поездки.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions