Ехать по-новому
Почему сейчас, в третьем квартале 2023 года, мы говорим о транспортной реформе, которая начнется только в 2024 году – с ответа на такой вопрос, заданный самому себе, Михаил Присяжнюк, председатель комитета Ленинградской области по транспорту начал пресс-конференцию в ТАСС сегодня.
«Потому что конкурсные процедуры начнутся уже в январе-феврале 2024 года. Тогда же начнется отбор перевозчиков, которые будут работать на этих маршрутах. И у них должно быть время закупить подвижной состав, который отвечает и по критериям отбора, и по цене, и по качеству. А сейчас срок ожидания поставки новой техники – практически полгода. Перевозчики должны успеть», — объясняет Михаил Присяжнюк.
К 1 января 2025 года на 90 областных маршрутов выйдут 450 новых автобусов, о таком плане говорит председатель комитета. Ожидается, что на дороги Ленобласти выйдут современные машины большого класса, «со всеми атрибутами комфорта, в том числе с кондиционерами». Сообщается, машины будут работать на газомоторном топливе, чтобы предприятия-перевозчики могли экономить на затратах и, соответственно, эти затраты вкладывать в дополнительные сервисы, которые можно предложить пассажирам. Реализация реформы уже вошла в пилот. Первым стал Кингисеппский район. Евгений Смирнов, заместитель главы администрации заявляет, новые современные автобусы уже выполняют межмуниципальные маршруты из Кингисеппа в Сланцы, Сосновый Бор и в Волосовский район и обратно.
«Итого, суммарно, автобусы проходят ежедневно 8 тыс. км.», — говорит Евгений Смирнов.
Район заключил с перевозчиками контракт. Но пока на два года. И со слов замглавы, работа идет, то есть едет. Итого в пределах муниципального образования автобусы, которые уже работают по-новому, ежедневно совершают 265 отправлений.
Расчет в нетто
Общий объем средств, запланированных на заключение государственных контрактов на перевозки пассажиров и багажа по смежным межрегиональным и межмуниципальным маршрутам – более 5 млрд руб., из них более 1,2 млрд руб. выделят уже в 2024 году. Бюджетные ассигнования направят на авансирование закупки перевозчиками подвижного состава и подготовке к работе с 1 января 2025 года. Правительство региона, по плану, с перевозчиками заключит нетто-контракты. Такая форма позволяет перевозчику оставлять у себя всю плату, которую он взимает с пассажира, кроме того он получит от региональных властей компенсацию за упущенную выгоду и недополученные доходы по перевозке льготных категорий граждан, и еще средства за выполненную транспортную работу.
«Получается у перевозчика есть три источника дохода, которые складываются в единую сумму. Она и показывает начальную максимальную цену контракта. За эту цену мы и предложим перевозчику выполнить транспортную работу», — говорит Михаил Присяжнюк.
Реализация реформы идет в тесной связи с наукой. Николай Подопригора, доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета заявляет, что брутто-контакты, как еще один из возможных вариантов, рассматривался, но предпочтение отдано все же нетто-контрактов. Практики тоже за нетто-контракты. Роман Юренев, член правления Национальной транспортной ассоциации и директор по организации перевозок, заявляет о желании даже подсказать какой именно подвижной состав приобретать.
«Маршруты в Ленобласти – больше 40 км. И людям надо ехать с комфортом. Кроме математического обоснования для обновления подвижного состава, необходимы опыт и практические знания», — говорит он.
Сейчас областные перевозчики работают на принципах самоокупаемости. Бюджет возмещает перевозчикам только расходы за проезд льготных категорий граждан. Уже в 2025 году региональные и муниципальные власти будет платить перевозчику за качественную транспортную услугу, однако за это региональные власти получат право контролировать перевозчика в рамках контракта: качество подвижного состава, соблюдение интервалов, а также класс состава.
Автор: Алена Алешина
Фото: Правительство Ленинградской области
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.