+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.07.2023 09:21:36
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Аграриям не хватает возможностей МТК Север – Юг

В настоящее время по международному транспортному коридору экспортируется лишь 7% сельскохозяйственных грузов из России. Для сравнения, через порты Азово-Черноморского бассейна – 57%, Северо-Запада – 22%.
Прогнозы и реалии

За счет МТК «Север – Юг» Россия в целом может увеличить экспорт своей сельхозпродукции. В 2022 году ее поставки на внешние рынки достигли 72 млн т. Согласно прогнозу, экспорт к 2030 году может вырасти на 30%, до 93,9 млн т, проинформировал заместитель гендиректора АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Сергей Сабуров.

Потенциал потребления продукции АПК у территорий, примыкающих к данному коридору, достаточно серьезный, говорит управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин» Игорь Гоц. Его он оценивает около 30 млн т к 2030 году.

Однако в сегодняшнем виде МТК «Север – Юг» не способен существенно нарастить поставки продукции АПК, утверждают отраслевые эксперты. Директор по GR Руспродсоюза Андрей Лихачев отмечает, что сегодня отсутствует единый оператор, готовый предложить сквозной сервис и гарантировать сроки доставки товаров. Имеются трудности с оплатой транспортных и иных услуг из-за необходимости использовать разные национальные валюты для расчета на разных участках МТК.
«Есть сложность с получением страхового покрытия на всем пути движения по международному коридору, а также с возмещением по страховому случаю из-за отсутствия единого стандарта документации», – сообщил А. Лихачев.

Из других недостатков этого канала экспорта, перечисленных представителем Руспродсоюза – слабое состояние железных дорог Ирана, недостаточные мощности терминалов на Каспийском море для работы с насыпными аграрными грузами и растительным маслом, а также трудности с отправкой продовольствия в рефконтейнерах и соблюдением параметров холодовой цепи.

Чем интересен зарубежный опыт

Низкий технический уровень инфраструктуры сказывается на себестоимости транспортных услуг и выливается в итоге в колоссальные тарифы, говорит И. Гоц. В то же время, рассказывает он, есть решения, которые помогут повысить привлекательность МТК «Север – Юг».

«Быстрому наращиванию объемов работ будет способствовать создание капиллярной сети припортовых и линейных мини-элеваторов и терминалов. Они должны дать возможность шаговой доступности фермерам, сельхозпроизводителям к экспорту своей продукции», – пояснил управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин».
Только для экспорта зерна на реках Волге и Каме может быть создано 20 малых терминалов суммарной мощностью перевалки до 10 млн т в год. Общий размер инвестиций с учетом специализированного оборудования оценивается в 13-17 млрд руб.

Подобная сеть опорных терминалов, расположенных в крупных речных бассейнах, действует в США и Бразилии, и она показывает свою эффективность.
Естественно, для развития речных перевозок с последующим экспортом через Каспий нужен флот. «В США количество барж, которыми перевозится сельхозпродукция, порядка 2 тыс. ед. общим тоннажем 3 млн т. По нашим расчетам общий тоннаж наших судов на Волге хотя бы должен составлять 500 тыс. т. Тогда, может быть, мы резко удешевим перевозки зерна и уйдем от этих колоссальных тарифов», – считает И. Гоц.

Кроме того, необходимо повышать качество транзитных перевозок через Иран. Сегодня отправки через эту страну являются дорогостоящим приключением, подчеркивает эксперт. Здесь решением видится организация совместных автоперевозочных компаний и участие в проектах по развитию железнодорожной инфраструктуры.
«Уже есть один пример. Анонсировано участие России в строительстве участка Решт – Астара. Это важно, но там существуют и более масштабные проекты. В частности, соединение порта Чехбехар с железнодорожной сетью – это примерно 600 км», – сказал И. Гоц.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions