+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.07.2015 15:40:08
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Зеленые мечты и реальность

Накануне II Международного форума «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы» РЖД-Партнер поинтересовался у представителей разных сфер, пришло ли в России время зеленых технологий.
 

Время зеленых технологий

Напомним, 14 ноября 2014 года в г. Хельсинки (Финляндия) состоялся I Международный форум «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы». Его цель – обмен опытом и совместный поиск путей развития зеленых технологий в России, а также привлечение широкой общественности к обсуждению этой темы.


Участники мероприятия обсуждали стратегии экологически ориентированного роста, использование механизмов регулирования и рыночных инструментов для охраны окружающей среды, а также те конкурентные преимущества, которые зеленая логистика дает отечественным компаниям на международном рынке.


По мнению большинства игроков отечественного рынка транспортных услуг, сегодня не самое подходящее время для развития зеленых технологий, так как они требуют больших инвестиций, а срок окупаемости вложений не очевиден. В то же время именно сейчас есть все возможности для реализации самых неоднозначных проектов, так как они могут позволить сделать технологический рывок и занять новые ниши. «В странах ЕС вопросы экологичности транспорта решаются согласно стратегическому документу – Белой книге, – констатировал вице-президент ОАО «РЖД» Виктор Степов. – Мы также последовательно реализуем Экологическую стратегию ОАО «РЖД» на период до 2017 г. и на перспективу до 2030 г.».

Зеленая экономика

Планы перевозчика подтверждаются цифрами: инвестиции в охрану окружающей среды за последние 3 года составили более 17 млрд руб. За период с начала 2011 по 2014 год объемы выброса вредных веществ в атмосферу от стационарных источников снижены на 18%, сброс недостаточно очищенных сточных вод сокращен на 13%, использование отходов в технологических процессах и их обезвреживание на собственных площадках выросли на 51%. Техническое перевооружение инфраструктуры, модернизация подвижного состава, применение энергооптимальных графиков движения поездов, разработка безбумажных технологий документооборота являются составными частями масштабной экологической политики РЖД.


Многие эксперты акцентируют внимание на том, что именно за счет внедрения зеленых технологий компании со временем могут значительно сократить издержки как при организации внутренних процессов в компании, так и при взаимодействии с другими участниками рынка. «Я считаю, что время зеленых технологий пришло и без этого невозможно устойчивое развитие экономики России», – уверена эколог FM Logistic Ирина Савельева.


Однако отраслевые аналитики отмечают, что сегодня активное развитие в этом направлении практически невозможно из-за сложившейся ситуации в экономике. «Развитие экологичных технологий требует немалых финансовых вложений. Сегодня же большинство компаний нацелены на то, чтобы сохранить свои позиции на рынке», – сетует первый заместитель генерального директора SPSR Express Сергей Лапин.

Зеленое строительство

Зеленые технологии применяются в различных отраслях. По наблюдениям ведущего инженера компании «Световые технологии» Александра Волкова, зеленое строительство в нашей стране только начинает набирать обороты. «Сейчас активно ведется пропаганда сберегающих технологий и многие компании, в том числе наша, поддерживают принципы сохранения энергии и повышения комфортности среды пребывания людей, поэтому применение зеленых технологий становится все более востребованным», – полагает он.

По его словам, строительная отрасль поддерживает этот тренд, число зеленых зданий увеличивается, но массовости перехода на зеленые технологии пока нет. В то же время перспективы их широкого применения очевидны.

«Наша компания является отличным примером активного внедрения подобных технологий: не так давно складской комплекс FM Logistic Дмитров стал единственным в России, прошедшим международную сертификацию зеленого строительство LEED», – привела пример И. Савельева.

Поясним, что LEED® (The Leadership in Energy and Environmental Design) – рейтинговая система оценки объектов зеленого строительства, разработанная Советом по архитектуре и строительству зеленых зданий США (Green Building Council® (USGBC®), существует с 1993 года.

Как отмечают компании, занимающиеся строительством объектов транспортно-логистической инфраструктуры, целью возведения зеленых объектов является создание комфортной и, самое главное, здоровой среды внутри здания и на прилегающей территории. «При этом необходимо грамотно применять современные технологические решения: качественные и экологичные материалы, инженерные системы, поддерживающие оптимальный для человека микроклимат, разработки, снижающие объемы производимого мусора и выбросов в атмосферу», – дополняет И. Савельева.

А в группе компаний «Алиди», например, активно работают над концепцией энергоэффективных складов: используют в работе светодиодные лампочки с датчиками включения/выключения, электропогрузчики, сдают на переработку картон и стрейч-пленку.

Зеленый транспорт

Надо отметить, что не только оснащение складов и инфраструктуры может быть экологичным и эффективным. Ряд компаний уже презентовали готовые модели безопасных для окружающей среды грузовых транспортных средств. «Идея использования электромобилей в качестве коммерческого транспорта пока не получила своего распространения. Однако мы уверены, что за зелеными технологиями будущее, поскольку все больше и больше компаний задумываются о повышении уровня экологии на предприятии», – комментирует представитель группы компаний «Алиди» Ирина Пашковская.

«Если говорить о курьерских компаниях, то нужно осуществлять экспресс-доставку в городских условиях с соблюдением строгих сроков, согласованных с клиентами, что можно осуществить только на автомобиле. Использование тех же велосипедов круглогодично невозможно ввиду климатических условий и значительных объемов отправлений. Подходящим видом транспорта являются электромобили и автомобили с гибридным двигателем», – считает С. Лапин.

Однако, по его словам, внедрение такого транспорта в больших городах сдерживает отсутствие необходимого количества специализированных заправочных станций.

«При переводе автопарка на такие модели нужно быть уверенными в том, что на каждом маршруте будут точки дозаправки. Сегодня же таковые в значительных количествах отсутствуют даже в столице (по сравнению с теми же традиционными заправками): рынок электрозаправок еще не сформирован в России, если сравнивать его, например, с рынком Европы, где зеленые технологии уже развиваются полным ходом», – комментирует первый заместитель генерального директора SPSR Express.

Среди участников рынка есть и те, которые полагают, что без зеленых технологий уже невозможно устойчивое развитие экономики, но пока в России они применяются очень неумело. «В нашей стране о зеленых технологиях говорят постоянно. Например, в регионах периодически реализуются проекты с применением экологичных и энергоэффективных решений, но их качество оставляет желать лучшего. Так, во Владимире в распоряжение троллейбусного предприятия планируется поставить 20 машин, работающих на метане. Замечательная инициатива – природный газ является самым экологичным моторным топливом. Однако отзывы о первых эксплуатируемых автобусах далеко не лестные. Горожане жалуются на духоту, осыпающуюся краску в салонах и неприятный запах метана», – говорит бизнес-менеджер по строительной технике JCB Russia Петр Плаунов.

По его мнению, наличие качественных и полноценных проектов с применением зеленых технологий – это признак устойчивого развития экономики страны. Однако в России, как считает П. Плаунов, инвестировать в настоящие зеленые проекты пока не готовы, ведь срок их окупаемости достаточно велик.
Какие технологии применяются в других компаниях транспортно-логистической отрасли и в целом по России? Эти и другие темы будут обсуждаться в рамках II Международного форума «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы», который пройдет 11 сентября 2015 года в отеле «Амбассадор» в Санкт-Петербурге.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions