+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.08.2015 13:46:26
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Международный коридор регионального масштаба

В последние 5 лет в портах Дальнего Востока постоянно увеличивались объемы перевалки контейнеров. Усилится ли эта тенденция с запуском международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2»? Смогут ли данные МТК увеличить транзитный грузопоток?
 

Испытание на скорость

По словам полномочного представителя президента РФ на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, МТК в первую очередь создадут дополнительные логистические возможности для данного региона России. Реализация двух международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке запланирована на 2016 год, однако первые контейнерные грузы уже прошли по данному маршруту. Сейчас два контейнерных поезда перевезли в адрес Восточной стивидорной компании (ВСК) по железнодорожному маршруту из Суйфэньхэ (Китай) через пограничный пункт пропуска Гродеково 126 TEU. Благодаря эффективному взаимодействию работников Дальневосточной магистрали с представителями государственных контрольных органов и предварительному информированию о прибытии груза на территорию России, с учетом оформления транзита путь из Китая до порта Восточный в более чем 350 км контейнерный поезд преодолел менее чем за сутки. После выгрузки контейнеры были размещены на складе временного хранения в ожидании оформления документов и формирования судовой партии для дальнейшей отправки морем в южнокорейский порт Пусан. Отправка состоялась в начале этой недели. Предполагается, что доставка контейнеров железнодорожным транспортом на основном маршруте международного транспортного коридора «Приморье-1» Суйфэньхэ – терминал ООО «Восточная стивидорная компания» будет осуществляться еженедельно.


Отметим, что от ключевых китайских грузоотправителей региона порта длина этого маршрута составляет 500 км. Альтернативный маршрут через порт Далянь в Китае составляет 1,3 тыс. км. Кроме того, к данному транспортному коридору примыкает автотрасса Уссурийск – Пограничный – госграница. МТК также имеет выходы на порты Находка и Владивосток. Данный маршрут обеспечивает оптимальный транзит контейнеров из Китая в Японию, США и Южную Корею.


По транспортному коридору «Приморье-2» также начались перевозки контейнерных грузов. Первые поставки были из китайского города Хуньчунь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через порт Славянка. Предполагается, что на начальном этапе через него будет отправляться до 200 т грузов в месяц, или 120 контейнеров в день.

Напомним, планируется, что «Приморье-2» свяжет порты юго-запада Приморья (Посьет, Зарубино и Славянка) с провинциями Китая, что позволит быстро доставлять грузы из северо-восточных провинций КНР в юго-восточные, а также в страны АТР и в обратном направлении. В настоящее время в реализации этого проекта уже участвуют группа компаний «Сумма» и целый ряд китайских компаний.

Проверка на прочность

По мнению аналитиков отрасли, в условиях кризиса стоит сосредоточиться не на глобальных линиях (ЕС – АТР), а на межрегиональных (МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»). Данные транспортные коридоры имеют выходы к портам на юге Приморского края. Именно они могут обеспечить существенный и быстрый прирост грузовой базы, а также развитие логистики за счет международного транзита грузов.

Однако не все разделяют столь позитивный сценарий. Так, по словам генерального директора Optim Consult (Гуанчжоу, Китай) Евгения Колесова, сегодня товарооборот между Россией и Китаем неуклонно снижается и вряд ли участники рынка будут апробировать новые маршруты доставки товаров, уходя от отработанных схем. «В настоящее время товарооборот между Россией и Китаем упал на 30%. Это данные официальной статистики. По факту же наблюдается еще более значительное снижение. Именно поэтому бизнесу нужно объяснить, почему коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» будут лучше их нынешних схем», – комментирует он.

«С точки зрения логистики один из важнейших параметров – это сроки. Если морская перевозка грузов из стран АТР до европейских портов (в частности, Финляндии) в среднем занимает порядка 3 недель, то такой же груз, перевезенный по железной дороге, был бы доставлен в пункт назначения в 2 раза быстрее. Именно поэтому комплексное развитие международных транспортных коридоров очень выгодно для бизнеса. Данные перевозки должны быть регулярными и осуществляться по определенному графику – независимо от заполняемости железнодорожных составов. Если удастся наладить такое движение, это, безусловно, будет прорывом в развитии транспортной системы России», – рассуждает соучредитель ООО «Северная звезда А&П», член всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров» Андрей Грузинцев.

В то же время генеральный директор ГК «Интерсервис групп логистик», член всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров» Надежда Коротовских полагает, что Китай и близкие к нему регионы сегодня стратегически важные партнеры по части поставки и экспорта товаров различного назначения.


«Если еще пару лет назад грузоперевозчики были вынуждены сутками ждать своей очереди на границе, то сегодня благодаря строительству и функционированию транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» (а впоследствии – и «Приморье-3») исчезла необходимость в использовании транзитных портов. МТК берут на обслуживание основной международный транзит из Китая, Японии, Монголии, Австралии, стран Северной Америки», – констатирует Н. Коротовских.


Е. Колесов отмечает, что любые транспортные коридоры – это прежде всего четко работающая инфраструктура. «Нужно учитывать, что бизнес, особенно в нынешней ситуации, выбирает стабильность. Бизнесмены совершенно не горят желанием менять устоявшиеся схемы доставки грузов. Насколько новые будут выгоднее? Если цена вопроса – экономия в $100–200, то это никому не интересно. Нужны явные и понятные преимущества», – уверен эксперт.

«Безусловно, одного лишь сокращения километража для качественной транспортной логистики недостаточно – нужна и соответствующая инфраструктура, и современный оперативный сервис», – дополняет Н. Коротовских.

По мнению руководителя рабочей группы координационного совета при комитете Госдумы РФ по транспорту, директора проекта Single Window группы «Морской экспресс» Владимира Коростелева, одним из таких преимуществ может стать эффективный документооборот.

«Для транспортных коридоров прежде всего необходима информатизация. Мало построить дорогу – ею надо грамотно управлять», – комментирует он.

По словам эксперта, если в рамках одного вида транспорта, например РЖД, вопросы управления решаемы, то когда возникает необходимость организовать мультимодальную перевозку груза, появляется масса неразрешимых противоречий.

Отметим, что пока через международные транспортные коридоры проходит небольшой поток грузов из-за низкой пропускной способности железных дорог. Их совершенствование будет проведено в рамках федеральной программы развития транспортной системы. Аналитики отрасли полагают, что ключевое преимущество МТК – выгодное географическое положение. Однако для увеличения грузооборота сегодня этого недостаточно. Операторам необходимо понимать преимущества использования данных транспортных коридоров. В таком случае развитие транспортно-логистического сектора экономики может стать серьезным импульсом для развития края.

Справка

Для развития обоих транспортных коридоров потребуется около 200 млрд руб.: 172 млрд – на «Приморье-1» и около 30 млрд – на «Приморье-2». Финансирование проекта будет вестись из федерального бюджета и бюджета Приморского края, также планируется привлекать частные инвестиции.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions