В настоящее время на сайте http://regulation.gov.ru опубликован для обсуждения проект методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении вагонов для перевозок грузов.
В предложенном документе наряду с методологически спорными положениями, например, о сопоставимых товарных рынках, содержится и ряд положений теоретического характера, которые с точки зрения экономической науки выглядят довольно сомнительными.
Главное из них – это сам факт определения монопольно высоких и монопольно низких цен. Для определения монопольно высокой цены в проекте документа предусмотрено, в том числе, такое условие: «если она выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли». В основе этой дефиниции лежит представление авторов документа о том, что именно регуляторы могут и вправе определять необходимые расходы и необходимую прибыль частной компании, работающей на конкурентном рынке. Но, очевидно, что если на рынке оперирования вагонами имеется конкуренция, и он не является рынком естественной монополии, то никакие регуляторы не должны вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов и, тем более, пытатьcя определить размеры необходимой прибыли и необходимых расходов частных компаний.
Отмечу ещё один аспект, который носит уже не теоретический, а методологический характер. В документе для определения монопольно высоких или низких цен операторов предлагается сравнивать исследуемую ставку оперирования с некой конкурентной ставкой.
При этом исследуемая ставка в проекте методики высчитывается через расчётный показатель оборота вагона, который, в свою очередь, определяется не через расстояние фактического пробега, а через нормативы суточного пробега. То есть исследуемая ставка - это некий абстрактный показатель, который должен существовать на рынке при некотором идеальном показателе обороте вагона.
После того, как по данной методике будут сравнены две ставки – одна, высчитанная при идеальном обороте вагона, а другая – взятая с сопоставимого рынка, методика требует, чтобы разброс между сравниваемыми ставками не превышал 10%: за границами этого разрыва ставка будет признана монопольно высокой или монопольно низкой. Возникает логичный вопрос: почему разница должна быть именно 10, а не 5 или 15 %? Приведем пример из практики: на недавно прошедших открытых биржевых торгах, где продавались лоты на предоставление партий вагонов (под перевозку минерально-строительных грузов) одного крупного оператора, разброс ставок составил от минус 23% до плюс 35% к уровню Прейскуранта № 10-01, взятого в качестве ориентира. При этом известно, что рыночный ценовой механизм эффективнее прочих, и чем меньше помех в его
работу вносит государство, тем лучше он функционирует. Однако регуляторы хотят, чтобы естественные колебания ставок были уложены в прокрустово ложе диапазона в плюс-минус 10%.
Подводя итог, можно сказать, что в основе проекта методики лежат фундаментально ошибочные представления о рынке. Таким образом, методика выстроена на ненадёжном основании, и очевидно, что используемые в ней инструменты несут угрозу для гармоничного развития рынка услуг на железнодорожном транспорте.
Фарид Хусаинов,
к.э.н., доцент РОАТ МИИТ
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions