+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.01.2024 15:33:41
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Женщины-машинисты работают в петербургском метро по мужским правилам

В прошлом году дипломы, дающие право на управление поезда метро, получили две петербурженки. РЖД-Партнер поговорил с первым дипломированным штатным машинистом Дарьей Яременко. Машинист настаивает, она – именно машинист, а не машинистка. Она управляет составом, в котором находятся 2,5 тыс. человек. А машинистки печатают на печатных машинках.
Женщины-машинисты работают в петербургском метро по мужским правилам
– Дарья, до Вас в петербургском метрополитене женщин вообще не было. Как Вы себя ощущаете, работая с мужчинами на равных?

– Машинист – это элита метрополитена, ведь вся инфраструктура держится на движение поездов, а двигают их – машинисты. Но об этом я не думала ни на момент учебы, ни на практике, ни даже когда взяли в штат. Осознание пришло внезапно, когда родители с гордостью стали обо мне рассказывать знакомым и следить за публикациями обо мне в СМИ.

Мне 26 лет. В метро попала по объявлению: пришла, мне предложили пройти обучение. График работы и уровень зарплаты устроил. А любовь к профессии появилась позже, на этапе обучения. В техшколе нас – девочек – было двое. Преподаватели техшколы – действующие машинисты, которые и преподают, и одновременно работают на линии. Они дают учащимся колоссальный объем информации – это и многочисленные инструкции и регламенты, предусматривающие работу в той или иной ситуации. Одновременно преподаватели обучают работе с оборудованием. Отвлекаться на гендерные различия некогда. Да и срок обучения относительно небольшой: теория 3,5 месяца, еще 3,5 месяца – практика.

Я сдала экзамен в сентябре, с 15 сентября я – штатный сотрудник. Маша Сазонова, вторая девочка, сдала экзамен в декабре.

– Первый выход на линию помните, волновались?

– Переживания были только тогда, когда я была студенткой. Когда стала машинистом – волнения ушли. Пришло ощущение ответственности.

– Форма для женщин – особенная?

– Петербургский метрополитен шьет форму – брюки и рубашку – на заказ. Женский вариант предусматривает вытачки под индивидуальные особенности фигуры. Юбки, обувь на каблуках для женщин-машинистов исключены. Как спуститься на пути, чтобы снять высокое напряжение? А это необходимо в случае, если на путь упадет пассажир.

– Женщин не допускали к управлению поездом из-за физиологических особенностей. Считалось, что на мужчин и на женщин вибрация и шумы действуют по-разному. На женский организм – более пагубно, так как страдают репродуктивные функции. Как вы относитесь к этому утверждению?

– В конструкции современных поездов метро используют пневморессоры. Они снижают уровень вибраций. По большому счету вагон находится на подушках относительно рамы тележки. Они, собственно, и гасят все вибрации. И уровень шума в современных составах стал значительно ниже, а это значит, условия работы стали менее вредными. Женщина может работать без потерь для здоровья. Но условия работы все равно считаются вредными, и нам доплачивают. Плюс есть дополнительные дни отпуска.

– Длительность смены машиниста – 8 часов, вне зависимости от гендера?

– Смены зависят от времени суток: ночные – длиннее. По ночам машинисты расставляют по линиям составы, а также выполняют обкатку и перегонку. Возможность отдохнуть ночью у машиниста есть – есть специальные комнаты отдыха. Здесь есть кровати, душ. На сон – три часа. Ставить перегородки и переставлять мебель петербургский метрополитен начал еще тогда, когда мы с Машей Сазоновой только учились в техшколе.

Мне нравятся и ранние смены. Оба этих варианта – и ранние смены, и ночные – предусматривают окончание работы до 14.00. График у машиниста плавающий, каждый раз выходишь в новое время и на новом месте. График выдают за месяц, но организм машиниста не понимает, когда время сна, а когда – время бодрствования и приема пищи.

– А в туалет отлучиться? Есть же в кабине машиниста туалетная комната?

– Во время движения поезда отвлекаться на туалет или кофе, или чай – нельзя. Обед начинается тогда, когда в кабину входит машинист на подмену. За одну смену есть два-три перерыва. Если много больничных, ожидание подмены может затянуться, иногда до 4 часов.

Да, машинист много часов сидит на месте, наедине с собой, в максимальной концентрации внимания. Машинист постоянно под контролем систем. Есть АТП «Штурман», его устанавливают на ухе. Система в автоматическом режиме снимает волны мозговой активности, а также отслеживает направление зрачков. Глаза должны следить за дорогой, если машинист отвлекся, система издает звук и требует нажать кнопку бдительности – это еще одна система для контроля машиниста.

– То есть поездом управляет не человек, а аппаратура?

– Есть аппаратные решения, но конечный выбор – за человеком, он выносит вердикт исходя из сиюминутного положения: нужно или остановить состав и снять высокое напряжение, или отключить аппаратуру, или подключить резервные тормоза. Есть возможность заблокировать работу дверей, если по ходу движения выявляется неисправность, например, вышел воздух из дверного цилиндра и дверь начала болтаться. Иногда пассажиры держат двери. По инструкции машинист один раз открывает и закрывает двери, если это не помогает, и двери все равно не закрываются в составе, то машинист высаживает всех пассажиров и состав уходит в депо.

– Почему, ведь поезд – исправен…

– Людей очень много, и машинист не может увидеть истинные причины незакрытия дверей: может, пассажиры держат двери, а может быть, неполадка или неисправность. И чтобы не задерживать движения тех составов, которые идут следом, надо срочно убрать возможно неисправный состав.

Основная цель каждого машиниста – максимально быстро и комфортно перевезти пассажиров по своей ветке метро, четко следуя графику, на который завязана вся инфраструктура метрополитена. Чтобы пассажирам было максимально комфортно во время пути, я максимально мягко торможу, стараюсь, чтобы пассажиров не качало в вагоне в момент торможения.

– Пассажиры благодарят за такое отношение?

– Да. Иногда. Случается это на конечных станциях, когда состав уходит под оборот. Пассажиры звонят по системе связи машинист-пассажир и благодарят. Такие признания очень мотивируют, конечно.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions