+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.11.2021 09:14:38
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Если вы покупаете треску из Норвегии, то, возможно, ее выловили в России русские моряки

Ренат Бесолов, тралмастер норвежского краболовного судна «Нордистер» (Northeastern) признался РЖД-Партнеру, что спрос на рыбу из России в Норвегии настолько огромен, что власти страны готовы закупать рыбу у российских моряков, а потом продавать ее в том числе и в российские супермаркеты.
Если вы покупаете треску из Норвегии, то, возможно, ее выловили в России русские моряки
– Ренат, как рыба, выловленная в России, оказывается в Норвегии?

 – У судов, которые рыбачат в Баренцевом море под флагом России, есть выбор – сдать улов или в России, или в Норвегии. В России – это всегда Мурманск. Цена, которую там предлагают, невысокая по сравнению с той, что предлагают в Норвегии. Даже с учетом потерянных дней на переход, трат на топливо и зарплату морякам. К тому же в Норвегии более 600 фабрик готовы купить улов, и они конкурируют друг с другом и предлагают лучшие цены. И она всегда будет выше, чем в Мурманске.

Рыбоперерабатывающие фабрики в Норвегии расположены вдоль всего побережья. По закону норвежские суда обязаны сдавать улов только им, то есть именно фабрика – первичный покупатель морепродуктов. Деньги на счет судовладельца поступают сразу же после выгрузки улова.

 – Как меняется стоимость рыбы, выловленной в России и потом экспортируемой в Россию из Норвегии?

 – Треску непотрошеную вместе с головой сдают на рыбоперерабатывающий завод города Киркенес, это север Норвегии. За килограмм рыбы моряки из России получают примерно 12 норвежских крон за кило, это 98 рублей. Потому в Россию эту рыбу экспортирует одна из 42 крупных компании. Киркенес – ближайший город к Мурманску, их разделяет 200 км. В Мурманске оптовая цена трески (минимум 10 т) начинается от 200 рублей. То есть треска, попадая в Россию, растет в цене вдвое.

В Норвегии около 7 т трески можно вылавливать бесплатно, страна на законодательном уровне разрешила жителям северного региона Finnmark ловить рыбу и сдавать ее на рыбоперерабатывающие фабрики. Сдают не только треску, выловленную по квоте, но и весь прилов, то есть другие виды рыбы, которые попадаются по ходу рыбалки. Разрешен также бесплатный вылов до 1 т королевского краба (Камчатского). Его цена около 350 норвежских крон за кило (около 2,8 тыс. рублей).

 – Зачем это правительству Норвегии?

 – На севере страны никто не хочет жить. Программа, по мнению властей, привлекает переселенцев. Разрешение на бесплатный лов рыбы могут получить даже иностранцы, которые имеют постоянное место жительство на севере Норвегии.

 – В Норвегии есть спрос на моряков из России?

 – Есть, и он огромен. Моряки из России и СНГ никогда не жалуются, никогда не отказываются от работы. Выполняют все максимально качественно и профессионально. Русский дух заметен. Например, я видел, как русский моряк порезал руку, у него через перчатку текла кровь, но он продолжал работать. А через час он снял перчатку, вытер кровь, перебинтовал руку и пошел отдыхать. Норвежец так никогда бы не поступил. Другой случай: русскому моряку зашили руку, а он через два дня вышел и сам просился работать. Ему вынуждены были дать легкую работу, которую можно делать одной рукой, потому что прогнать было невозможно. Таких историй полно. Норвежцы считают русских сильными, выносливыми и крайне храбрыми людьми.

 – Какую зарплату они готовы платить таким сильным людям?

- В Норвегии матросы зарабатывают более $20 тыс. в месяц. Для сравнения, капитаны дальнего плавания других стран зарабатывают не более $10 тыс. Последние годы Норвегия приняла законы, согласно которым иностранцы не могут получать зарплату ниже, чем граждане Норвегии. Есть закон о разделении процентов от дохода судна между всеми членами экипажа. То есть на рыболовных судах 50% всего дохода делится на весь экипаж. На краболовных судах это 30%. Зарплата матросов практически на всех промысловых судах под норвежским флагом составляет около $8 тыс. в месяц, но здесь зарплату считают по суткам, проведенным на борту, в среднем это примерно $266 за одни сутки.

 – Сегодня в мире пандемия коронавируса. Сколько должен будет заплатить моряк из России за лечение, если он заразится?

 – Лечение оплачивается по страховке, которую работодатель и судовладелец обязан оформить всем морякам. Да, в страховках с недавнего времени появился пункт – лечение от коронавируса.

 – Как коронавирус изменил условия пребывания на судне?

 – Условия изменились сильно. Теперь тестируют на коронавирус сразу же по прибытии в Норвегию, в аэропорту. Тесты бесплатны, результат – через 15 минут. Но двухнедельный карантин обязателен и не зависит от результата теста. Судовладелец арендует морякам отдельные номера в отеле, трехразовое питание включено. Я за эти две недели вынужденного безделья прошел морское обучение онлайн. Однажды позвонили из Министерства здравоохранения Норвегии и поинтересовались режимом дня, а именно выходим ли мы на прогулку. Мы же русские, мы сразу ответили, что нет, ведь в России за прогулку на карантине штрафуют. Нам ответили, что гулять необходимо, но запрещено заходить в общественные места, в том числе и в общественный транспорт.

Начало пандемии мы не застали, были в море за Северным полярным кругом. Вернулись совсем в другой мир. Нам нельзя было сходить на берег, никто не знал, как защититься. Были те, кто паниковал от любого чиха.

 – А что сейчас происходит, если заболел кто-то из членов экипажа?

 – Если у кого-то из членов экипажа поднимается температура, появляется слабость или потеря запаха и вкуса, то капитан сообщает на берег о возможном заболевании. После прибытия в порт на судно поднимаются врачи и берут у всего экипажа PCR-тесты. Даже при единичном заражении на карантин уходит все судно, а инфицированного увозят в госпиталь. Судно две недели стоит на карантине, ежедневно измеряется температура всему экипажу. Выход в море запрещен, выход экипажа на берег запрещен. Через две недели повторное тестирование.

 – Можно ли сравнивать рыбодобывающий флот Норвегии и России?

 – В России вся рыбная отрасль была заложена в СССР. Да, множество российских судов, которые работают сейчас, были построены еще в СССР. Но они все равно работают. Суда, где минимизирован ручной труд, как правило, имеют больший улов, а значит, на них и зарабатывают больше.

Но в последние годы в России ведется программа реновации флота. И поэтому в море появляется все больше новых судов под российским флагом, которым даже завидуют судовладельцы Норвегии.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions