+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.10.2023 10:07:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Сентябрь удержал погрузку на РЖД от падения

Погрузка на РЖД в сентябре 2023 года вышла на отметку 100,9 млн т, что всего на 0,2% больше, чем за аналогичный период 2022 года. А если сравнивать с сентябрем 2021 года, то минус составил 5%.
Сентябрь удержал погрузку на РЖД от падения
При этом вот уже второй месяц подряд грузооборот снижался: в сентябре текущего года – соответственно на 1,1%, в августе – 1,4%. А если сравнивать опять-таки сентябрь 2023 года с аналогичным месяцем 2021 года, то падение составило 2,6%.

Обычно прирост грузооборота на фоне ушедшей в отрицательную зону динамики погрузки является своего рода предвестником прибавки в оборотах объемов погрузки в последующем месяце за учетным периодом. И наоборот – снижение грузооборота указывает на похолодание погрузки. Чтобы два месяца подряд наблюдался разновекторный тренд, для этого должны быть причины.

Три версии событий

Участники рынка выдвинули три возможные версии событий.

Первая – снижение экспорта, что привело к сокращению плеча железнодорожных перевозок.

Вторая – повлияли меры, принятые на сети по борьбе с излишним рабочим парком. Новые схемы несколько упорядочили вагонопотоки, но при этом привели к новым барьерам для отправки дополнительных объемов грузов. Поэтому их перевезли примерно в том же объеме, что и в прошлом году. Иначе бы на экспорт ушло больше грузов. Но на их пути возникли лимиты – причем уже не только на востоке и юге, но и на северо-западе.

Третья – в последние два месяца существенно увеличились объемы спецперевозок, которые стали попадать в статистику перевозчика в категории «прочих грузов». Ведь если отбросить импорт и транзит, то погрузка грузов в контейнерах не очень-то и прибавила в оборотах. Между тем в релизах ОАО «РЖД» она смешана с «прочими грузами». Их экспорт в крытых вагонах вырасти не мог, поскольку данный тип подвижного состава в последнее время в дефиците из-за роста оборота вагона и его простоев. Стало быть, выросли именно грузопотоки внутри РФ.

Мы не будем озвучивать четвертую версию, поводом к появлению которой стало то, что при сравнении итоговых показателей сентября 2023 и 2022 гг. прибавка получается +0,1%, а не озвученные перевозчиком +0,2%. Стало быть, если считать точнее, то может быть и уход погрузки в небольшой минус. Однако данные предположения можно списать как на игру в погрешности при сравнении сильно округленных официальных показателей, так и на нюансы соотнесения «тяжелой» статистики за сентябрь прошлого года с «предварительными данными» оперативного учета за сентябрь текущего года.

Что в итоге

«На грузооборот влияют два показателя: количество погруженных тонн и расстояние перевозки. Снижение грузооборота в целом не должно приводить к снижению погрузки, погрузка может даже расти. Это обусловлено возможностью изменения дальности перевозок. Так увеличение объема перевозок каменного угля на экспорт с Кузбасса на северо-запад дает экономию на дальности от 1,2 тыс. км до 1,8 тыс. км. Таким образом, при сохранении объем погрузки грузооборот по углю будет снижаться», – отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

По его словам, то, что грузооборот падает на протяжении двух месяцев, только косвенно может свидетельствовать о вероятности снижения погрузки. В сентябре динамика роста, наоборот, перешла в положительную зону в сравнении год к году. (Имеется в виду прогресс в динамике: в августе погрузка увеличилась на 0,1%, а в сентябре – на 0,2%, т. е. улучшилась на 0,1 п. п.)

«Нет, экспортные перевозки в сентябре были в плюсе. Разница в динамике погрузки и грузооборота связана с уменьшением средней дальности перевозок», – сообщил источник в ОАО «РЖД».

Перевозки и маржинальность РЖД

Таким образом, следует принять некую компромиссную версию: с одной стороны, выросли внутренние отправки ряда номенклатур, осуществляемых на более коротком плече, чем экспорт, а с другой – на экспортных маршрутах произошло некоторое упорядочение в структуре логистики, которое и привело к снижению дальности перевозок.

Как бы то ни было, снижение грузооборота – сам по себе тревожный фактор. Ведь доход перевозчика складывается как из доставки в расчете на 1 погруженную тонну, так и на тонно-километровый измеритель. Причем последний генерирует весьма существенную долю маржинальности.

А значит, перевозчик снова будет просить денег. С 1 декабря 2023 года его тариф планируют проиндексировать на 7,6%. И это без учета дополнительных целевых надбавок: на обеспечение транспортной безопасности (1%) и капремонт инфраструктуры (2%).

Кроме того, рассматривается возможность принятия отдельных тарифных решений в отношении перевозок контейнеров, стройгрузов и порожнего пробега полувагонов. Все это ляжет дополнительными расходами на плечи грузоотправитей.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions