+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2016 10:08:34
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (9 месяцев 2016 г.)

Сентябрь текущего года для авиаперевозчиков выдался более успешным, чем ожидалось. Однако по итогам 9 месяцев пассажирские перевозки продолжают демонстрировать отрицательную динамику, в то время как объемы транспортировки грузов и почты растут.
Пассажирский патриотизм
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в сентябре 2016-го количество перевезенных пассажиров снизилось по сравнению с сентябрем 2015 года на 3,9%. В целом за месяц было перевезено 9,2 млн человек. При этом в международном сообщении – 3,4 млн пассажиров, а во внутреннем – 5,8 млн пассажиров. Исходя из данных отчета, на рынке по-прежнему сохраняется положительная тенденция на внутренних линиях и отрицательная – на международных.
Отметим, что, по данным Росавиации, за 9 месяцев 2016-го услугами воздушного транспорта воспользовалось 67,6 млн пассажиров, что на 7,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (73,5 млн). В международном сообщении – 24,2 млн пассажиров, на 15,1% ниже аналогичного показателя прошлого года, а во внутреннем – 43,4 млн пассажиров (+5,5%). Несмотря на то, что наибольшее падение объемов продолжает демонстрировать международное направление, можно отметить, что темпы отрицательной динамики несколько замедлились. По итогам января – августа падение составило 26,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Эксперты связывают это с тем, что теплый сезон на российских курортах закончился и пассажиры частично переключились на зарубежные направления. Отметим, что в последний раз рост авиаперевозок в РФ фиксировался Росавиацией в феврале 2016 г. – на 0,9%, до 5,16 млн человек. Однако, как указывали эксперты, увеличение показателя было обусловлено високосным годом: отправка пассажиров увеличилась ровно на суточный объем, без 29-го дня было бы падение. До этого рост был отмечен в сентябре 2015 года (на 3%, до 9,52 млн пассажиров).
На падение авиаперевозок оказал влияние и уход с рынка второй крупнейшей авиакомпании страны – «Трансаэро», а также ограничение авиасообщения с Турцией и Египтом. Хотя последние факторы сейчас уже не влияют на ситуацию в авиаотрасли. Как и рост стоимости авиабилетов. По данным аналитиков Biletix, средняя цена перелета по внутренним направлениям в России впервые за многие годы опустилась ниже соответствующих показателей в Европе и США. В среднем стоимость 1 км перелета по России составила 2,8 руб., по Европе – 4,4 руб., по США – 4,6 руб. Согласно предыдущему аналогичному исследованию, в 2013 году цены на авиаперелеты по России превышали европейские и американские показатели примерно в 2 раза. По мнению экспертов, средняя стоимость авиаперелетов по России смогла снизиться вследствие внедрения гибкого лоукоcт-ценообразования большинством российских авиакомпаний. «Благодаря этому за сравнительно короткий срок стоимость пассажирских авиаперелетов сравнялась с показателями западных рынков, где лоукоcт-модель перевозок пользуется большой популярностью», – отмечают аналитики.
Показатели работы топ-5 российских авиакомпаний идут вразрез с рыночными тенденциями и постоянно увеличиваются. Если еще в прошлом году на долю пяти крупнейших авиакомпаний приходилось 52,2% от общего объема перевезенных пассажиров, то в этом году – уже 66,9%. Причем, по данным Росавиации, за 9 месяцев текущего года ими было перевезено 45,3 млн пассажиров, что на 18% больше, чем в январе – сентябре 2015-го. Несмотря на сложную ситуацию в отрасли, пять крупнейших игроков рынка смогли получить положительный результат, нарастив объем перевозок. «Аэрофлот» увеличил перевозки на 10,4%, до 21,7 млн пассажиров, S7 – на 19%, до 7,4 млн. Крупнейшая «дочка» «Аэрофлота» – «Россия» – увеличила перевозки на 58,5%, до 6,1 млн пассажиров, «ЮТэйр» – на 15,9%, до 5 млн, «Уральские авиалинии» – на 17%, до 4,9 млн.
Наибольшие темпы роста показывает авиакомпания «Россия». Она увеличила количество перевезенных пассажиров практически в 2 раза: с 3,8 млн человек в январе – сентябре 2015-го до 6,1 млн человек по итогам 9 месяцев текущего года.
Среди тех компаний, которые не входят в топ-5 крупнейших игроков, наибольшую динамику роста продолжают показывать «Победа» – 50,8%, «Глобус» – 45,3%, «ВИМ-Авиа» – 30%, «Нордавиа» – 30,7%.

Новый грузовой виток
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в сентябре грузооборот российских авиакомпаний вырос на 26,4% и составил 569,6 тыс. т-км. В международном сообщении рост составил 30,2%, а во внутреннем – 7,1%. При этом объем перевозок грузов и почты за указанный период снизился на 5,6% (во многом из-за уменьшения транспортировок товаров за рубеж на 8%) и составил 60,7 тыс. т. Во внутреннем сообщении объемы перевозок грузов и почты продолжали показывать положительную динамику (1,2% в сентябре 2016-го в сравнении с сентябрем 2015-го) и составили 24,2 тыс. т. Напомним, что в целом объем авиаперевозок грузов и почты сократился в июле почти на 15%, в августе – на 10% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. По итогам 9 месяцев объем перевозок грузов и почты остался, можно сказать, на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 685,1 тыс. т, что лишь на 0,4% больше, чем за 9 месяцев 2015-го. Так, объем перевозок грузов и почты в международном сообщении возрос на 0,4% (до 495,5 тыс. т), по России – на 2,4% (до 189,6 тыс. т).
За 9 месяцев текущего года пять крупнейших российских авиакомпаний перевезли 546 тыс. т грузов и почты, что на 6,1% выше показателя за 9 месяцев 2015-го.
В первой пятерке грузоперевозчиков каких-либо изменений нет. Лидер – авиакомпания «ЭйрБриджКарго». Несмотря на то, что авиаперевозчик увеличил объемы всего на 1,1% относительно итогов 9 месяцев прошлого года, тем не менее он доставил в 2 раза больше грузов (363 тыс. т), чем остальные четыре авиакомпании вместе взятые. «Аэрофлот» за 9 месяцев работы прибавил 23,6%, «Сибирь» – 12,5%, «Волга-Днепр» отстает от своих показателей за 9 месяцев прошлого года на 14,3%, а «ЮТэйр» сохранил динамику предыдущих месяцев, в 1,5 раза увеличив объем перевезенных грузов и порты. Прибавка в грузообороте отмечается у всех компаний, кроме чартерного перевозчика «Волга-Днепр» – падение составило 14,3%. Активно положительную динамику наращивает также ряд компаний, не входящих в топ-5. Так, «Россия» увеличила объем перевозок грузов и почты на 84%, «Уральские авиалинии» – на 55,2%.
Отметим, что в целом по итогам 9 месяцев 2016-го объем перевезенных воздушным транспортом грузов и почты остался на уровне аналогичного периода прошлого года – 685 тыс. т (+0,4%).
В России практически не производится то, что выгодно перевозить авиатранспортом, то есть дорогостоящая электроника, рыба, медикаменты и т. д. Зато новым сегментом, который фактически появился за последние 2 года, стали авиаперевозки в Крым. С полуострова в Центральную Россию поставляются, в частности, фрукты и овощи, которые традиционно перевозятся авиационным транспортом. «Динамика спроса на услуги авиаперевозчиков зависит от агрессивности ценовой политики, предлагаемых ими сервисов и развития маршрутных сеток. Авиафрахт остается востребованным для доставки дорогостоящих и мелкопартионных грузов на большие расстояния. Воздушным транспортом по-прежнему перевозятся в основном дорогостоящие грузы (сегмент Luxury), дорогостоящая электроника (смартфоны, планшеты и т. д.), оборудование и запчасти (особенно если простой оборудования будет стоить дороже, чем авиафрахт) и тому подобные грузы», – отмечает руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions