+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.11.2016 15:14:01
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (10 месяцев 2016 г.)

Впервые с февраля 2016 года российские авиакомпании увеличили пассажиропоток, а грузооборот российских авиакомпаний в октябре 2016-го вырос на 33,6%. Можно ли говорить о том, что тяжелые времена для авиаперевозчиков закончились?
Жизнь налаживается?

За октябрь 2016-го количество перевезенных пассажиров впервые за долгое время увеличилось по сравнению с октябрем 2015 года на 4%. По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), положительного показателя удалось добиться за счет развития перевозок во внутреннем сообщении на 8,2%. Однако и международные снизились незначительно – на 0,8%. Если же говорить об объемах перевозок с начала года, то показатели выглядят не столь оптимистично. За 10 месяцев 2016-го российские авиакомпании перевезли на 6,8% меньше пассажиров, чем за аналогичный период 2015-го. С начала года их услугами воспользовалось 75,3 млн пассажиров, а год назад – 80,9 млн человек. При этом в международном сообщении было перевезено 27,3 млн пассажиров, что на 23,1% ниже аналогичного показателя прошлого года, а во внутреннем – 48,1 млн пассажиров (+5,8%). Несмотря на то, что наибольшее падение объемов продолжает демонстрировать международное направление, можно отметить, что темпы отрицательной динамики несколько замедлились. По итогам января – августа падение составило 26,5% по сравнению с январем – августом 2015-го. Эксперты связывают это с тем, что теплый сезон на российских курортах закончился и пассажиры частично переключились на зарубежные направления.
Кроме того, на рынке усиливается консолидация рынка авиаперевозок. Рыночная доля 15 крупнейших перевозчиков в первые 10 месяцев года составила 90%, доля пяти основных игроков рынка («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии») выросла на 18,3 п. п. и составила 67,1% (50,5 млн пассажиров). Таким образом, можно констатировать, что консолидация рынка авиаперевозок и увеличение доли авиакомпаний-лидеров продолжаются. «Аэрофлот» увеличил перевозки на 10,5%, до 24,3 млн человек, «Сибирь» (бренд S7) – на 17,8%, до 8,2 млн человек, «Россия» (дочерняя авиакомпания «Аэрофлота») – на 63,1%, до 6,8 млн пассажиров (более сильный рост связан с консолидацией бизнеса «России» и «Оренбургских авиалиний»), «ЮТэйр» – на 17,3%, до 5,6 млн человек, «Уральские авиалинии» – на 16,7%, до 5,5 млн пассажиров.
«Положительная динамика основных производственных показателей «ЮТэйра» достигнута за счет повышения эффективности управления сетью региональных маршрутов и флотом авиакомпании, а также стыковочной программой в московском аэропорту Внуково. Кроме того, нам удалось перейти на трехволновое расписание во Внуково, когда основная часть программы полетов по нашим ключевым направлениям включает в себя не только утренние и вечерние, но и дневные рейсы», – прокомментировал президент «ЮТэйр – Пассажирские авиалинии» Алексей Будник. В целом за 10 месяцев 2016-го российские авиакомпании перевезли на 6,8% меньше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года.
Надо отметить, что авиакомпании долгое время старались держать цены на одном уровне и даже снижать на некоторых направлениях, несмотря на рост цен на топливо в среднем на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Однако накануне праздников стоимость авиабилетов традиционно начала увеличиваться.

Ставка на грузы?

По данным Росавиации, в октябре текущего года грузооборот российских авиакомпаний вырос на 33,6% и составил 627,4 тыс. т-км. В международном сообщении рост составил 37,7%, а во внутреннем – 11,4%. Объем перевозок грузов и почты за указанный период остался на уровне 2015-го. Если транспортировка товаров за рубеж уменьшилась на 3,6% и составила 67 тыс. т, то во внутреннем сообщении объемы перевозок грузов и почты продолжили показывать положительную динамику (+9,9% в октябре 2016-го в сравнении с октябрем 2015-го) и составили 26 тыс. т.
По итогам 10 месяцев грузооборот российских авиакомпаний вырос на 17,6%. Объем перевозок грузов и почты остался, можно сказать, на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 778,4 тыс. т, что на лишь на 0,4% больше, чем за 10 месяцев 2015-го.
Если анализировать работу ключевых игроков, то можно отметить, что грузооборот крупнейших авиакомпаний за 10 месяцев 2016-го вырос на 24,2%. При этом за 10 месяцев текущего года пять крупнейших российских авиакомпаний перевезли 618,7 тыс. т грузов и почты, что на 5,3% выше показателя за 10 месяцев 2015-го.
В первой пятерке грузоперевозчиков каких-либо изменений нет. Лидер – авиакомпания «ЭйрБриджКарго». Несмотря на то, что авиаперевозчик снизил объемы всего на 0,9% относительно итогов 10 месяцев прошлого года, тем не менее он доставил в 2 раза больше грузов (409 тыс. т), чем остальные четыре авиакомпании, вместе взятые. «Аэрофлот» за 10 месяцев работы прибавил 27,7%, «Сибирь» – 9,5%, «Волга-Днепр» отстает от своих показателей за 10 месяцев прошлого года на 11,9%, а «ЮТэйр» сохранил динамику предыдущих месяцев, увеличив объем перевезенных грузов на 43,9%. Положительную динамику активно наращивает также ряд компаний, не входящих в топ-5. Так, «Россия» увеличила объем перевозок грузов и почты на 96,2%, «Уральские авиалинии» – на 51,9%. По итогам 10 месяцев грузооборот российских авиакомпаний вырос на 17,6%. Объем перевозок грузов и почты остался, можно сказать, на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 778,4 тыс. т, что на лишь на 0,4% больше, чем за 10 месяцев 2015-го.
Несмотря на то, что авиакомпании не упускают возможности заработать, все-таки основной профиль российских воздушных перевозчиков – это транспортировка пассажиров, а не грузов, и говорить о том, что рынок вышел из зоны турбулентности, пока рано.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions