+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.01.2016 10:15:21
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Рынок авиаперевозок в зоне турбулентности

Колебания погоды, как и колебания на валютном рынке, внесли свои коррективы в работу авиакомпаний. Несмотря на то, что объем перевозок по сравнению с 2014 годом, в 2015-м снизился незначительно – на 1,2%, доходы авиакомпаний упади гораздо сильнее. 

Перелеты временно отменяются

Напомним, что в связи с прогнозом неблагоприятных погодных условий авиакомпания «Аэрофлот» отменила 19 рейсов с датой вылета 26 и 27 января 2016 года из столичного аэропорта «Шереметьево» и изменила время вылета еще 10 рейсов на 27 января.

«В нынешних условиях именно в «Шереметьево» из-за обильных снегопадов сложилась наиболее сложная ситуация, которая не позволяет в полной мере выдерживать ритм обслуживания рейсов без задержек. К тому же «Аэрофлот» – крупнейшая компания, выполняющая ежедневно больше рейсов, чем другие игроки», - поясняет исполнительный директор агентства Авиапорт Олег Пантелеев.

Отметим, что «Аэрофлот» базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево.

О. Пантелеев подчеркнул, что компания проинформировала пассажиров об отменах рейсов заблаговременно, так как у перевозчика высокая доля стыковочных рейсов. «Это обстоятельство может существенно осложнить жизнь клиентов и перевозчика, если не принять меры по заблаговременному пересмотру суточного плана полетов и своевременно не предупредить пассажиров», - уверен он.

Однако другие эксперты полагают, что таким образом авиаперевозчик нивелировал возможные неприятные ситуации и даже сэкономил, ведь иначе пришлось бы обеспечивать все необходимое для тех, кто ожидал бы своего рейса в аэропорте.

Как пояснили в пресс-службе «Аэрофлота», все пассажиры были заранее оповещены об отмене и переносе рейсов. «Массового скопления людей в аэропорту не будет. Сотрудники колл-центра связались со всеми пассажирами, рейсы которых были отменены или перенесены. Они знают, к какому времени им необходимо подъехать в аэропорт, чтобы улететь из Москвы», - пояснили в компании.

Если возникнет такая необходимость, то, как рассказали в пресс-службе Аэрофлота, согласно правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа, а также стандартам авиакомпании, пассажирам будет предоставлено горячее питания после трех часов ожидания вылета, а после 6 часов задержки – размещение в гостинице.

Также пассажиры могут без штрафа сдать билеты на данные рейсы.

Аэропорты не заметили снегопадов

Нельзя не отметить, что другие аэропорты столицы в это время работали в штатном режиме, равно как и большинство авиакомпаний. «По состоянию на 27 января 2016 года (14:30 МСК) видимость на аэродроме составляет более 1 тыс. метров. Нижний край облачности – 180 м. Ветер стабильный 4 м/с. Коэффициент сцепления колес шасси с взлетно-посадочной полосой в пределах нормы 0,40», - пояснили в международном аэропорту «Внуково».

Ни один из прибывающих лайнеров там не был отправлен на запасной аэродром.

По словам представителя Домодедово, видимость в районе аэропорта составляла порядка 2 тыс. метров, что не создавало ограничений для выполнения взлета и посадки воздушными судами.

Как рассказали корреспонденту РЖД-Партнер в пресс-службе Шереметьево, аэропорт работает в штатном режиме. «Пока Аэрофлот – единственная компания, которая отменила рейсы», - ответили там.

Также в авиакомпании «Нордавиа», которая летает из Шереметьева, сказали, что работа идет в соответствии с расписанием. «Задержек, отмены или переноса рейсов по метеоусловиям в указанные даты не было», - пояснили в пресс-службе перевозчика.

Неденежная погода

Текущий год для российских авиаперевозчиков обещает быть сложным. Компании почувствовали это еще в 2015-м, когда начали активно внедрять программы лояльности и разрабатывать экономичные тарифные планы для своих клиентов, чтобы поддержать спрос. Однако этим экономия не ограничилась.


Не афишируя своих имен аналитики комментируют, что отмена рейсов из-за плохой погоды – это просто предлог. Истинная причина – недостаточная наполненность рейсов.


«Вы обратили внимание, что отмена рейсов началась не вчера, а первый раз - 13 января 2016 года. И это не случайность. Хотя нельзя отрицать и то, что в Москве в этот период на самом деле осложнились метеоусловия. Однако, скорее всего, настоящая причина в том, что, по неофициальной информации, загрузка некоторых рейсов сейчас составляет 20-30%. Отменяются в основном затратные рейсы: на дальние расстояния (Красноярск, Томск, Новосибирск) и международные, больше всего в страны ЕС», - прокомментировал эксперт.

Согласно информации, размещенной на сайте Аэрофлота, впервые в этом году 11 рейсов было отменено 13 января. Затем отмены и переносы вылетов происходили 13, 16, 17, 18, 19, 20, 26 и 27 января. Всего с начала года авиаперевозчик отменил в общей сложности 103 рейса и еще на десятки изменил время вылета.

«Например, если из Москвы в один и тот же день летит 3 самолета в Красноярск и все рейсы слабозагружены, то очень удобно обзвонить людей и пригласить всех на один рейс заблаговременно. Таким образом, перевозчик ничем не рискует и оптимизирует свою работу. Только представьте, полупустой борт, а ведь при этом он может попасть в метель, застрять и не вернуться согласно расписанию. Какой смысл рисковать, если через несколько часов есть аналогичный рейс?», - рассуждает собеседник РЖД-Партнера.

Возможно, так поступают и другие авиакомпании. Однако масштабы у них гораздо меньше, поэтому действия Аэрофлота куда заметнее.

Отчасти с таким развитием событий согласны и другие отраслевые эксперты. «Сократить издержки путем отмены рейсов для авиакомпаний, которые не предоставляют своим клиентам комфортных условий ожидания (например, питание, а в ряде случаев и размещение в гостинице), и которые не имеют возможности поставить на рейсы самолеты меньшей вместимости, это, пожалуй, выход. Но для «Аэрофлота» подобного рода оптимизация обошлась бы дополнительными расходами. Пассажиров в любом случае придется перевозить. А на время задержки рейса их надо обеспечить всем необходимым согласно правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа», - комментирует О. Пантелеев.

Отметим, что, по данным Росавиации, процент занятости пассажирских кресел в 2015 году был сопоставим с уровнем 2014-го - 79,7%.

Цены на билеты уходят в пике

Тем временем, «Аэрофлот» объявил о снижении на 10% тарифов на перелеты из российских городов за рубеж. Что собственно подтверждает наши догадки и мнения экспертов. Отметим, что ранее авиакомпания устанавливала скидку в 10% на перелеты внутри России. В нынешних экономических условиях снижение стоимости, как правило, говорит о том, что спрос на данную услугу падает. Так, по данным Biletix, средний чек по России на авиабилеты «туда-обратно» в период с 20 по 31 января 2016 года по внутренним направлениям сократился почти на четверть, на 24% с 9 048 до 6 833 рубю, по внешним – на 1,5% с 21 356 до 21 051 рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Лидерами рейтинга самых дешевых внутренних направлений, по данным аналитиков агрегатора по продаже билетов, в период с 20 по 31 января 2016 года стали Самара, Калининград, Астрахань, Липецк и Екатеринбург. «По некоторым из направлений с учетом раннего бронирования стоимость сократилась почти втрое. Так, средний чек на 20-31.01.2015 по направлению Москва – Самара – Москва составлял 8836 руб., 20-31.01.2016 - 3437 руб., а по направлению Москва – Екатеринбург – Москва средняя стоимость билета за исследуемый период 2015-го составляла – 15246 руб., а в 2016-м – уже 5668 руб.», - свидетельствует аналитика агентства.

Как заявила СМИ начальник управления экономики и программ развития Росавиации Виктория Шаромова, причины ухудшения ситуации заключаются не только в макроэкономических факторах, но и в завышенных ожиданиях от объемов перевозок. По ее словам, в течение последних семи лет многие перевозчики формировали бизнес-стратегию исходя из роста пассажиропотока на 5-7%. Однако по итогам 12 месяцев прошедшего года он снизился на 6% по отношению к уровню 2014-го. Нельзя не отметить, что пассажирооборот пяти крупнейших авиакомпаний за 2015 год снизился на 9%. Так, за минувший год было перевезено 92,1 млн человек, тогда как годом ранее этот показатель составлял 93,2 млн пассажиров. Из них в международном сообщении в прошлом году было доставлено 39,5 млн человек (-15,8%). При этом рост перевозок был отмечен на наиболее убыточных внутренних маршрутах – на 13,6% до 52,6 млн пассажиров.

В то же время затраты авиакомпаний, по данным Росавиации, только за девять месяцев 2015 года выросли на 21% - до 713 млрд руб. Напомним, что в первом полугодии прошлого года все авиаперевозчики получили на внутренних линиях убыток в размере 32 млрд руб., а на международных линиях прибыль в 5,5 млрд руб., что дало совокупный убыток в 26,5 млрд руб. По мнению Виктории Шаромовой, увеличению убытка способствовала переориентация авиакомпаний на внутренний рынок, рост которого не смог компенсировать падение на международных рейсах. По словам экспертов Biletix, количество продаж авиабилетов с 20 по 31 января 2016 года незначительно выросло – на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, как и в прошлом году, более 65% продаж приходится на внутренние перевозки.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions