Как отмечается в документе, главная цель стратегии – «быстрее добираться к близким, на работу и отдых». Для этого необходимо добиться решения трех главных задач: время в пути между соседними столицами регионов на каком-либо виде транспорта не должно превышать 4 ч, между любыми столицами регионов – 12 ч, в крупных городских агломерациях должна быть реализована стратегия 30-минутного города, время в пути из Москвы в Санкт-Петербург должно быть сокращено с 4 ч до 2 ч 15 мин., а из Москвы в Сочи – с 24 до 12 ч. При этом вся опорная сеть дорог должна быть на 100% готова к движению беспилотного и электрического транспорта.
Быстрые дороги
Одни из главных предлагаемых проектом строек – дорожные. До 2030 года планируется построить более 4,8 тыс. км новых автострад. Часть этих проектов уже реализуется. Так, строительство в рамках коридора Европа – Западный Китай дороги Москва – Казань к 2024-му сократит время в пути между городами с 12 до 6,5 ч, а в случае продления трассы от Москвы до Екатеринбурга – с 24 до 12 ч. К 2030 году строительство Юго-Западной хорды может сократить время в пути из Уфы в Краснодар с 24 до 12 ч. А трасса «Меридиан» могла бы сократить время транзита по России грузов из Шанхая в Гамбург с двух дней до 20 ч.
Железнодорожные проекты
Сближать города и способствовать росту грузопотока должны и высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ). Между Москвой и Санкт-Петербургом к 2030 году планируется запустить российские поезда, достигающие скорости 350 км/ч. Для других регионов к 2022-му разработают двухэтажные скоростные электрички. Скоростные поезда, в частности, должны также сократить дорогу из Москвы в Адлер с 24 до 12 ч. А строительство Северного широтного хода обеспечит дополнительные 20 млн т грузов между Сабеттой и Санкт-Петербургом. В целом планируется проложить более 4,6 тыс. км новых железнодорожных путей.
Малая авиация
Для отдаленных регионов предполагается более активное использование авиации. Так, частота использования малой авиации населением Дальнего Востока и Арктики должно вырасти к 2024 году с нынешней одной поездки на четырех человек до полутора, а к 2030 году – до двух. Этому должно способствовать строительство и реконструкция 37 новых аэропортов в этих регионах.
Финансирование
Для достижения целей стратегии необходимо в 2024 году увеличить капитальные вложения в транспорт до 5% от ВВП, или до 7,4 трлн руб., из которых внебюджетные источники должны привнести 4,4 трлн руб. В 2030 году инвестиции в транспорт должны достичь 10,8 трлн руб. (из них из внебюджетных источников – 6,1 трлн руб.).
Часть этих средств, как и самих строек, уже была предусмотрена в рамках национальных проектов. Так, на период 2021–2023 гг. на финансирование инфраструктуры предполагалось 4 трлн руб., из которых 2 трлн руб. необходимо было привлечь из внебюджетных источников.
Дополнительно же для новой стратегии на 2021–2024 гг. потребуется 5,4 трлн руб., из которых бюджетных средств предусмотрено только 2 трлн руб. А на 2025–2030 гг. объем инвестиций необходим уже на уровне 27,4 трлн руб., из которых 10,9 трлн руб. составят бюджетные средства, а 16,5 трлн руб. планируется привлечь из внебюджетных источников.
Для привлечения внебюджетных инвестиций планируется создать инфраструктурный фонд с гарантированным объемом финансирования, который будет вкладывать средства в том числе в проекты на условиях государственно-частного партнерства. Также предлагается выпустить бессрочные облигации на сумму 1,5 трлн руб., а из резервного фонда планируется компенсировать ставки по кредитам на опережающее строительство. При этом помочь окупить масштабные инвестиции должен переход с 2030 года на принцип «пользователь платит», который предполагает отход от бесплатного использования инфраструктуры, говорится в документе.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.