+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2020 12:47:06
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Импортозамещение и локализация грузового автомобилестроения поддерживается конъюнктурой рынка

Более 60 % рынка новых грузовых автомобилей в России приходится на российские компании. О том, какие факторы этому поспособствовали, мы поговорили с представителями Финансового университета при правительстве РФ – руководителем и доцентом департамента отраслевых рынков Антониной Шарковой и Татьяной Крейденко.
Импортозамещение и локализация грузового автомобилестроения поддерживается конъюнктурой рынка
- Антонина Васильевна, как вы можете оценить процесс импортозамещения и локализации грузового автомобилестроения в России?

АВ: - В Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 г., принятой в апреле 2018 г. импортозависимость в сегменте грузовых автомобилей оценивалась на уровне свыше 25 % (в 2008 году - около 10 %) при одновременном усилении зависимость от импорта в производстве автокомпонентов. Например, доля импортных комплектующих в производстве двигателей внутреннего сгорания в 2016 году составляла 26 % (в 2008 году - менее 2 %).

Сама ситуация развивалась на фоне реализации принятого в марте 2015 г. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной отрасли. Результатом его деятельности должно было стать к 2020 г. сокращение импорта при производстве автомобилей по 50 продуктам. При этом в самом плане было отмечено, что к 2020 г. по почти половине из них необходимо практически с «нуля» создать производство 25 технологических решений, для которых не существовало в России аналогов зарубежного производства. Кроме того, по ряду продуктов и технологий наблюдалось значительное технологическое отставание, что также снижало конкурентоспособность отечественных комплектующих даже на внутреннем рынке.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2013 г. на территорию России было импортировано почти 90 тыс. моторных транспортных средств по перевозки грузов на общую сумму около 3 млрд. долл., в 2016 г. – всего 20 тыс. единиц стоимостью чуть более 1 млрд. А с 2017 г. объемы импорта опять начали расти как в стоимостном, так и в количественном выражении. В 2019 г. в Россию было ввезено почти 30 тыс. грузовых транспортных средств на сумму почти 2 млрд. долл. Аналогичная ситуация и по комплектующим.

- Татьяна Федоровна, а что привело к росту импорта?

- ТФ: Одним из факторов ростов объема импорта в стоимостном выражении стала отмена в России по требованию ВТО с 1 июля 2018 года льгот на импорт комплектующих для производства автомобилей в рамках режима промышленной сборки, введенного в 2005 году.

Первой компанией – иностранным производителем грузовой техники, которая начала полномасштабное производство на территории России стало акционерное общество «Вольво Восток». С мая 2009 г. продукция компании, произведенная на заводе Volvo в Калуге, признана отечественной и внесена в утвержденный перечень автотранспортных средств и коммунальной техники для закупки субъектами Российской Федерации с использованием субсидий.

Свои промышленные площадки на территории России имеют предприятия компаний Scania и MAN, эксплуатирующие общую сборочную линию на заводе в Санкт-

Петербурге. Но при плановой мощности производства 6,5 тыс. машин в год реальная загрузка – менее 1 тыс. К тому же несмотря на то, что в июле 2018 г. компания Scania запустила серийное производство грузовой техники нового поколения, используемая технология мелкоузловой сборки CKD хотя и считается производством полного цикла, предполагает сборку автомобиля из импортных деталей.

- Кто является лидерами российского рынка грузовых автомобилей?

АВ: - Абсолютным лидером среди новых грузовых автомобилей является российский КАМАЗ, на долю которого приходится 1/3 российского рынка. Наиболее популярной моделью на российском рынке является техника на шасси КАМАЗ-43118, широко используемые предприятиями ТЭК и лесной промышленности.

Причем в планах компании довести показатель локализации в производстве своих наиболее популярных продуктов в ближайшее время до 80-85%. Именно компания «КАМАЗ» была одной из первых, получивших в 2017 г. сертификат Made in Russia от Российского экспортного центра (РЭЦ).

Группа компаний «ГАЗ» - второй крупный игрок на российском рынке, на долю которого приходится более 10%.

Третий российский игрок – автомобильный завод «Урал» занимающий 5-6 % рынка. Он пока уступает на российском рынке компаниям Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, MAZ, на долю которых в 2019 г. пришлось от 6 до 8% рынка.

Господдержка, адресованная в первую очередь российским производителям, приводит к тому, что именно они во многом сейчас определяют ландшафт российского рынка коммерческих машин. Более того, именно российские грузовики в первой половине 2020 г. демонстрировали рост объемов продаж на 5-7% тогда как зарубежные производители сократили свое присутствие на 10-20%.

- Какие факторы в данный момент влияют на популярность отечественных грузовых автомобилей?

ТФ: - Основными факторами, определяющими конкурентные преимущества российских грузовых автомобилей, являются соотношение цена – качество: российские автомобили на 15-20% дешевле аналогичных моделей иностранных производителей.

Кроме того, в отличие от рынка легковых машин, который находится в постоянной динамике (и далеко не всегда положительной) за счет роста цен, грузовой сегмент рынка более стабилен.

Свою роль играет и широкая сеть дилерских компания у российских автопроизводителей. Это упрощает не только вопрос покупки, но и дальнейшее обслуживание, ремонт, покупку запчастей и пр.

Российские производители ежегодно подтверждают высокий технологический уровень своей продукции на российском и международном рынках. Грузовые автомобили компании КАМАЗ более 16 лет становятся победителями трансконтинентального автопробега «Дакар», а последние 11 лет и победителями ралли-рейда «Шелковый путь» в категории «грузовые автомобили». Именно российские автопроизводители стали одними из первых в мире, начавших активную работу по разработке и тестированию систем беспилотного вождения для грузовых автомобилей.

Важную роль в усовершенствовании, повышении качества и возможностей новых российских грузовиков играет плотное сотрудничество с зарубежными компаниями.

- Какая динамика отмечается в контексте спроса/предложения в секторе отечественного грузового автомобилестроения?

АВ: - Коммерческие машины — это инструмент ведения бизнеса, и ослабление их продаж связано с общей экономической обстановкой, которая сейчас еще больше усложняется в связи с ослаблением рубля, распространением коронавируса, падением бирж и замедлением деловой активности.

В связи с чем сокращение продаж грузовых автомобилей в 2019 г. происходило на фоне сокращения спроса, связанного с отсутствием достаточной поддержки со стороны государства; колебанием цены на нефть с фиксацией на более низких значениях; колебанием курса валют к рублю со значительными периодами ослабления рубля; ростом НДС до 20%; сокращением объёмов и темпов роста малого бизнеса; вынужденным ростом стоимости автокомпонентов и автомобилей.

К тому же высокие кредитные ставки для бизнеса, отток иностранных инвестиций в отрасль, спад инвестиционной активности российского бизнеса, снижающаяся платежеспособность потребителей не стимулировали спрос на рынке. Фактически единственным фактором, определившим незначительный рост рынка грузовых автомобилей в 2019 г. стало анонсирование государством утилизационного сбора с января 2020 г. на фоне естественной необходимости обновления автопарка.

ТФ: - Компенсация утилизационного сбора и субсидированный лизинг – ключевые инструменты поддержания продаж коммерческих автомобилей в России. В долгосрочной перспективе драйверами развития рынка станет замена устаревшей техники и ужесточение экологических требований. Средний возраст парка грузовых автомобилей составляет 20 лет, при этом показатель темпа выбытия старого автопарка в России составляет 7% в год. При этом 2/3 от зарегистрированного автопарка грузовых машин не отвечают нормам выброса даже «Евро-2». А соответствует «Евро-5» менее 5% грузового автопарка. В тоже время для коммерческих компаний, бизнес которых связан с работой грузового транспорта, ужесточение налоговых ограничений на старые автомобили может стать существенной проблемой в развитии самого бизнеса и не приведет к росту объемов продаж новой техники.

Беседовала Юлия Чернышевская

Полную версию интервью читайте в номере 22 журнала «РЖД Партнер».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions