+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.11.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

На BlaBlaCar наехали

Межрегиональная общественная организация "Объединение автопассажирских перевозчиков" подала иск в столичный суд с требованием запретить деятельность сервиса BlaBlaCar и заблокировать его сайт как вредоносный. Но сегодня Таганский суд Москвы в связи с неподсудностью вернул этот иск без рассмотрения.
Француз Фредерик Мазелла, придумавший сервис под шутливым названием BlaBlaCar, не мог предположить того, что ждет его в России.

Идея родилась, когда Мазелла решил отправиться на Рождество к своим родственникам в провинцию, а билет на поезд не смог купить – их уже разобрали. Посмотрев на несущийся мимо поток машин, каждая из которых везла всего одного человека – водителя, он и подумал: почему бы не напроситься в попутчики?

Позже с компаньонами создал специальный сервис BlaBlaCar, с помощью которого люди могли найти попутчика, развлечь друг друга разговором в дороге, а также в складчину взять на себя расходы на бензин.

С легкой руки Фредерика Мазеллы новый сервис стал популярным не только во Франции. За 15 лет им воспользовались 65 млн человек в 22 странах мира. Запустили его и в России. Здесь он показал такой рост, какой никому и не снился: 15 млн пользователей за 4 года!

Россияне, у которых в кармане чаще всего негусто, восприняли его на ура. Во-первых, это удобно – кинул заявку на сайт, указал маршрут и свой профиль «бла-бла» (хочется общаться или не хочется). Не надо тащиться на вокзал – водитель подхватит тебя от дома. А во-вторых, дешево. К примеру, от Москвы до Нижнего Новгорода можно доехать за 600 руб., тогда как самый дешевый билет на поезд в плацкартный вагон стоит почти 1 тыс. руб., а в купе цены начинаются от 3 тыс. и выше.

Но тут опомнились водилы. И к BlaBlaCar стали примазываться те, кто зарабатывает на перевозке пассажиров. Их пытаются выявить и заблокировать им доступ к регистрации на сайте. Но дело это идет с переменным успехом: как говорится, кто кого сумеет перехитрить.

Угроза лишиться доходов в конце концов заставила автоперевозчиков объединиться. Год назад на сцену вышли две общественные организации – Объединение автотранспортных перевозчиков и Общероссийское объединение пассажиров. Обе они зарегистрированы по одному и тому же адресу в столице. Да и в руководстве почти одни и те же лица. Неудивительно, что они выступают единым фронтом.

Объединение перевозчиков недавно подало иск в суд против BlaBlaCar, требуя заблокировать его сайт как вредоносный. И призвало всех включиться в борьбу против онлайн-сервиса.

В свою очередь, объединение пассажиров отправило письмо генпрокурору РФ Юрию Чайке, попросив проверить сервис поиска попутчиков #BlaBlaCar. Беспокоит, не пользуются ли им преступные элементы, а то и (даже подумать страшно) террористы.

Разумеется, все это исключительно ради защиты пассажиров. Мол, поездки с незнакомым водителем небезопасны (как будто мы знакомы с гастарбайтерами, которые водят маршрутку или автобус). Или поездки с этими водилами, работающими в частных компаниях, неопасны.

Дня ведь не проходит, чтобы где-то на просторах страны не случилось ДТП. Так, например, 11 октября на трассе М-7 в Чувашии столкнулись фура и микроавтобус. Погибли 12 человек, 10 ранены. А 10 октября произошли сразу два ЧП: в Каменске-Уральском Свердловской области на остановке общественного транспорта столкнулись автобус и легковой автомобиль, а в Уфе врезались друг в друга автобусы. Травмы получили в общей сложности почти 40 человек. И таких происшествий за год – тысячи.

По оценкам экспертов, примерно 60% объема перевозок пассажиров автобусами осуществляются в серой зоне. Это один из самых непрозрачных видов бизнеса в России. Отсюда и все проблемы.

Но рынок этот худо-бедно был поделен, и тут вдруг появился чужой BlaBlaCar – и стал уводить пассажиров. Дураков в стране нет: чем тащиться по дороге в разбитом автобусе или душной маршрутке, народ предпочитает путешествовать с комфортом и за меньшие деньги. Тем более что на сайте можно прочитать отзывы других попутчиков о водителе. Так что риск здесь не больше, чем в поездке на частном автобусе.

Дело, видимо, не в безопасности, а в чем-то другом. Впрочем, карты свои открыли сами автоперевозчики.

Мы не можем конкурировать с «попутчиками», пожаловались они в Минтранс и Госдуму, так как должны платить за страховку и техобслуживание автобусов, видеокамеры и ГЛОНАСС.

Чиновников они пугают: дело, мол, дошло до того, что регулярное автобусное сообщение на ряде маршрутов находится под угрозой прекращения ввиду нерентабельности. Этот BlaBlaCar доведет частные предприятия до банкротства!

А вот во Франции BlaBlaCar легко уживается и с такси, и с автобусными перевозчиками. Потому что там есть закон, который определяет права и обязанности как тех, так и других. А у нас в так называемом законе о такси современные реалии не отразились. Этой осенью в Госдуму внесен закон, который должен определить понятие «агрегатор» и его ответственность за организацию перевозок и вред, нанесенный здоровью пассажиров. Он грозит огромными штрафами тем, кто его нарушит. Но пока его примут, агрегаторы трансформируются во что-то новое. Современные технологии ведь не стоят на месте.

А с законами мы всегда запаздываем. Вот и тут: уже не первый год зреет конфликт в сфере перевозок пассажиров, а от тех, кто обязан решать проблему, слышишь только «бла-бла-бла»…
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions