+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.01.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Билеты без возврата…

АО «Федеральная пассажирская компания» в погоне за 100%-ной заполняемостью мест в дерегулированном сегменте железнодорожных пассажирских перевозок 20 января начала эксперимент с продажей невозвратных билетов на поезда двух направлений – Москва – Воронеж и Москва – Ижевск. Такой статус получат до 10% билетов во все вагоны, кроме плацкартных. Их цена снизится примерно на 20%, а возврат ограничен считанными причинами. Однако для большинства пассажиров ФПК, которые пользуются плацкартными вагонами, скидка будет недоступна. Более того, в очередной раз их припугнули, что вовсе отменят плацкарт как пережиток прошлого.
Впрочем, за права граждан уже вписались депутаты Госдумы и НКО «Общероссийское объединение пассажиров», которые подготовили и отравили в Минтранс обращение с предложением рассмотреть возможность продажи невозвратных билетов и этой категории. Согласно позиции ФПК, железнодорожники самостоятельно не могут изменять стоимость плацкартных и общих билетов, так как их цена регулируется государством. Поэтому для продажи невозвратных билетов в плацкарте необходимо вносить поправки в антимонопольное законодательство. В свою очередь, председатель пассажирской общественной организации Илья Зотов уверен, что провести изменения можно в рамках постановления правительства, а лишать возможности получить скидки на билеты 65% пассажиров, а именно столько приходится на перевозки плацкартными вагонами в поездах дальнего следования, несправедливо и не соответствует духу и букве закона. Кроме того, невозвратные, дешевле дешевых, билеты в плацкарте будут и финансово выгодны для железнодорожников, так как заполняемость таких вагонов составляет всего 75%. Скидки привлекут в них дополнительных пассажиров.

На фоне достаточно здравой позиции И. Зотова несколько странной выглядит позиция главы другой общественной организации – председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, высказанная в СМИ. Представитель «других» пассажиров заявил, что плацкартный вагон очень неудобный, о пассажирах надо заботиться не только с точки зрения цены, но и комфорта, поэтому плацкарт надо и вовсе отменить как пережиток прошлого. Ему вторит еще один эксперт, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин. По его мнению, нигде в мире сегодня не ездят в вагонах такого типа и от них постепенно надо уходить, несмотря на привычки населения.

Конечно, с экспертами сложно не согласиться в том, что плацкарт менее удобный, чем СВ или купе, и что появился такой тип вагона более 100 лет назад, когда еще не было ВСМ и пассажирских лайнеров. Кроме того, я охотно верю, что К. Янков или М. Блинкин на плацкарте вообще никогда не ездили. А на «Сапсане» или «Боинге» – почти каждую неделю. Но давайте поставим во главу угла не благие пожелания удобства для пассажиров, а то, с чего весь сыр-бор и начинался, то есть деньги. Скидки на билеты. Во все вагоны: удобные и несовременные.

Сначала несколько слов про мировой опыт. Вот кто-нибудь из экспертов назовет мне другие страны, кроме постсоветских государств, где железнодорожный транспорт имеет такое значение и такие плечи в пассажирских перевозках? Европа? Но там уже несколько десятков лет пассажирские поезда ходят в формате региональных, где путь между станциями не занимает более 6–8 ч, которые можно провести сидя в «самолетных» креслах, или высокоскоростных, которые не находятся в пути более 5 ч. США? Там есть только один востребованный железнодорожный маршрут, так называемый Северо-Восточный коридор между Вашингтоном и Бостоном, длиной около 500 км. Соответственно, эксплуатируются два типа вагонов: сидячие и купе для богатых с довольно высокой ценой. В остальной структуре дальних пассажирских перевозок железнодорожная компания Amtrak занимает менее 1% пассажиропотока. Америка – страна автомобилей и самолетов.

До недавнего времени плацкартные вагоны активно эксплуатировались в Китае. Но за последние 10 лет Китай превратился в страну победивших ВСМ, где высокоскоростные поезда курсируют между крупнейшими городами со скоростями до 400 км/час. Зачем им вообще сегодня спальные вагоны?
Итак, Россия со своими расстояниями и довольно скромными скоростями пассажирского движения одиноко продолжает оставаться «великой железнодорожной державой». И тот, кто говорит, что плацкартный вагон неудобный, видимо, никогда не ездил ночью в сидячем вагоне. Я повторял этот опыт неоднократно: между Петербургом и Москвой, между Братиславой и Прагой, между Миланом и Женевой. Поверьте, когда хочется спать и затекли ноги, нет ничего комфортнее плацкартного вагона.

Что еще хочется сказать в его защиту? Если железнодорожники предложат гражданам, а именно их наименее платежеспособной категории, дешевые плацкартные вагоны в междугороднем сообщении, государственным регуляторам не придется регулировать растущие объемы всяких нелегальных автомобильных перевозчиков и BlaBlaCar. Потому что железная дорога в условиях России всегда удобнее, чем автомобиль. Самый свежий пример: организация движения «Ласточек» на маршруте Псков – Санкт-Петербург, которая в несколько раз сократила количество маршруток, перевозивших пассажиров между этими городами. То же и с плацкартом. Постройте, наконец, внушительную сеть ВСМ, увеличьте авиаперевозки внутри российских регионов, запустите скоростные автодороги – глядишь, и плацкартный вагон образца 1914 года умрет сам собой.

Наконец, уважаемые эксперты и государственные мужи, позвольте пассажирам самим определять меру своего комфорта исходя из толщины своего кошелька. Ведь и вы признаете, что свободные места есть не только в плацкарте, но и в купе, и в СВ. И даже в самолетах. Впрочем, отрадно, что сами железнодорожники это прекрасно понимают и не собираются в ближайшей перспективе отказываться от плацкартных вагонов, говоря только о их модернизации в соответствии с современными требованиями к комфорту. И мы, внефракционные пассажиры, не входящие ни в союз пассажиров, ни в объединение пассажиров, вас в этом поддерживаем.

А над невозвратными билетами в плацкарт все-таки подумайте.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions