+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.11.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Бесчеловечный транспорт

Перспективами появления беспилотного транспорта нас заманивают давно. Как правило, эта тематика в большей степени была связана с автомобильным транспортом, вспомнить хотя бы беспилотный автобус «Матрешка», который был призван удивлять гостей ЧМ-2018. Но в последнее время и железная дорога хочет быть в тренде. На прошлой неделе мы услышали о том, что к 2030 году на сети РЖД планируется внедрить локомотивы с дистанционным управлением. Мало того, в ближайшее время по Москве могут помчаться электрички на самоуправлении. Неужели в скором времени мы поедем без участия машиниста или водителя?
Так, в ОАО «РЖД» ранее сообщили, что в 2019 году планируется протестировать беспилотные поезда на Московском центральном кольце и в перспективе планируется распространить эту технологию на Московские центральные диаметры и пригородные поезда Московского региона. Вообще, о готовности московских транспортных структур перейти на движение, не требующее водителя, я слышал еще пару лет назад. По крайней мере, в Московском метрополитене эта идея обсуждалась вполне серьезно. Однако основным препятствием здесь стала даже не инфраструктура, а человеческий фактор. Поскольку лицезреть поезд или такси без водителя готовы не все. Ну действительно, если я еще могу допустить, что продвинутая в техническом плане молодежь может даже и не заметить отсутствия машиниста в поезде, то уж бдительные старушки, которые, к слову, метро используют весьма активно, эту недостачу выявят сразу же, и реакцию тут предугадать будет непросто. И тем не менее, хотя душевное спокойствие наших граждан является очень важным фактором, что-то мне подсказывает, что дело здесь не только в этом.

В экспертном сообществе все-таки бытует мнение о том, что Россия к широкому применению беспилотных технологий на железной дороге пока еще не готова. Дело в том, что прежде чем отказаться от человека у руля, нужно решить проблему с достаточно слабой обеспеченностью необходимой для беспилотников инфраструктурой, а также необходимостью модернизации существующих транспортных средств.

Споры вызывает организация как грузовых, так и пассажирских перевозок. И, что интересно, особое опасение вызывает именно грузовое движение, которое потребует четкого расписания движения поездов. А с этим, как известно, проблемы у железки возникали всегда.

Хотя если вы думаете, что с автомобильным транспортом в этом отношении дела обстоят лучше, то спешу вас разочаровать: тут препятствий не меньше. Ранее член комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Васильев уже заявлял, что пока в нашей стране не существует хорошей навигации для автономных машин. И кто будет заниматься созданием, а затем и совершенствованием этого вопроса, пока неизвестно. Что еще очень важно для светлого беспилотного будущего, так это разметка дороги. И если уж в столице ее сложно назвать идеальной, то что творится за пределами белокаменной – даже представить сложно. Притом что наличие четкой разметки – фактор для такого современного транспорта более чем значительный, ведь электронные системы могут попросту не сработать в случае, если она стерлась или даже была занесена снегом.

Да и в принципе такая тотальная механизация иногда вызывает у меня опасения, что в конечном итоге мы попадем в какой-то фантастический роман, а может, даже и триллер. Изучая вопрос перспектив развития беспилотного движения, я столкнулся с информацией о том, что интеллектуальными способностями беспилотные автомобили ни у нас, ни за границей пока не блещут. Несколько лет назад беспилотный автомобиль Google столкнулся с автобусом – решил, что тот его пропустит. В свою очередь, водитель автобуса посчитал, что пропустить нужно как раз-таки его. Что привело к аварии, в результате которой, к счастью, никто не пострадал.

К чему это я – да к тому, что такие случаи показывают, что пока мы окончательно не отказались от водителя-человека, совершенствовать нужно не только технологии, но и культуру вождения. А вообще, транспорт, безусловно, должен развиваться и умнеть, но подходить к этому процессу нужно очень взвешенно и осторожно и уж точно полностью не исключать человека из перевозочного процесса. Иначе мы рискуем получить восстание машин.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions