• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.03 0 EUR ЦБ РФ 71.48 0
    BTC 9276.85 usd BTC 589451.05 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.06.2019 11:21:07
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в мае 2019 года: часть 1

В мае 2019 года продолжилась та же тенденция, что была зафиксирована апреле: погрузка на сети РЖД просела – причем опять-таки на фоне роста грузооборота.
Железнодорожная погрузка в мае 2019 года: часть 1
Внятных объяснений о том, почему погрузка ушла в отрицательную зону, ни сейчас, ни месяц назад по итогам апреля от многих отраслевых экспертов не прозвучало. Более того, в апреле преобладали довольно бодрые настроения: на сети просто технический сбой.

Индикативные оценки состояния отечественной промышленности в апреле не вызывали особого беспокойства, потому что в добывающих отраслях (стратегических для железнодорожной погрузки), если ориентироваться, скажем, на данные ИПЕМ, рост производства оценивался на уровне 2,5%. В том числе экспортеры продолжали в достаточных количествах вывозить уголь за рубеж.

В индексах некоторое неблагополучие отражалось в перерабатывающих отраслях российской промышленности. Но в целом ситуация не выглядела критичной. Во всяком случае, в экономике на май просматривался некий задел, который мог служить основой для компенсации отставания в погрузке на сети РЖД в мае. Да и в ОАО «РЖД» обещали принять меры для привлечения на сеть дополнительных объемов грузов, по поводу чего проводились активные переговоры с якорными клиентами.

Но что-то пошло не так. И погрузка в мае 2019 года составила 106,3 млн т, что на 3,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Праздники немного затянулись

Версий по этому поводу выдвинуто несколько. Итак, первая версия – длинные праздники в мае. Однако вот что считают эксперты, проводившие исследования на данную тему. Они практически сошлись во мнении, что майские выходные не окажут значительного влияния на российскую экономику, а возможные негативные проявления компенсируются в дальнейшем.

Заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов полагает, что длинные майские праздники необязательно стоит воспринимать как потери для экономики. Иными словами, если у предприятий было, что грузить, то они отправляли эти объемы не в первой, так во второй половине мая. Тем более что все знали о возможном повышении цен именно после 15 мая.

Однако этого не произошло. Кроме того, в 2019-м на праздники выпадает ненамного больше дней, чем в прошлом году. И если принять данную версию, отметили эксперты, то и в июне показатели тоже могут просесть. Тогда останется ожидать роста погрузки только июле. Но сеть в разгар лета уже не сможет пропустить не вывезенные ранее объемы, потому что на сети нет резерва для этого (особенно с учетом большого количества ремонтных окон летом).

Наконец, следует учитывать, что в II полугодии динамика погрузки обычно ниже, чем в первой половине года. И если принять праздничную версию, то, как следствие, ОАО «РЖД» рискует в таком случае не досчитаться солидных объемов годовой погрузки и уйти в минус.

Экономика пробуксовывает?

Вторая версия – менее приятная: железные дороги в мае не смогли собрать грузов больше. Хотя вроде уже и вагоны были, и с брошенными поездами ситуация улучшилась.

Падение погрузки произошло, как считают представители ряда грузовладельцев, из-за того, что российская экономика начала замедляться в результате повышения налоговой нагрузки, а также под влиянием неблагоприятной мировой конъюнктуры. 

На это указывает сокращение добычи полезных ископаемых, которое началось в апреле и продолжилось в мае. По данным Госкомстата,уменьшилось внутреннее потребление и оборот внутренней торговли, снизилась динамика экспорта и инвестиционная активность компаний.

Слабые макроэкономические показатели вызвали опасения, что российская экономика может вступить в техническую рецессию по итогам I полугодия. Однако, как обещали в ЦБ, если это и произойдет, то эффект от данного тренда сложится ограниченный. 

Что дальше?

Вместе с тем в начале 2019 года МВФ и Всемирный банк ухудшили прогнозы по росту крупнейших экономик мира. Если экономическая рецессия затронет США и страны ЕС, то процесс не минует и РФ. В принципе уже отмечено замедление роста ВВП: по итогам I квартала ВВП вырос на 0,5%, а апреля – всего на 0,3%. Еще более слабый результат ожидается по итогам мая текущего года. Для сравнения напомним, что в IV квартале 2018 года этот показатель увеличился на 2,7%.

Некоторые предпосылки под таким углом зрения для снижения погрузки на сети РЖД имеются. Но, с другой стороны, грузооборот автотранспорта в апреле увеличился на 14,7%, и в мае, по оценкам, этот показатель близок к достигнутому уровню. Динамика объемов перевозок также остается в положительной зоне. Аналогично можно сказать о речном флоте, что позволяет говорить о переключении части грузопотоков с железных дорог на эти виды транспорта.

В таком случае сценарий не выглядит оптимистическим для сети РЖД. Здесь многое будет зависеть от того, как развернутся в II полугодии обещанные федеральные программы, прежде всего, в сфере дорожного строительства.

Однако, например, по опросам представителей карьеров, пока особого прорыва по федеральным проектам не намечается. На это указывают объемы перевозок щебня: Урал, Северо-Запад, Юго-Восток – везде падение объемов погрузки. Исключение составляет, пожалуй, только полигон Северо-Кавказской железной дороги – по вполне понятным причинам.

В таком случае некоторые эксперты не исключают, что для сети РЖД 2019 год выдастся не вполне благополучным.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

РЖД по итогам года выйдет в ноль по динамике погрузки

РЖД по итогам года выйдет в ноль по динамике погрузки
По оперативной информации, погрузка на сети РЖД в октябре 2019 года выросла до 109,5 млн т, что на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом грузооборот за октябрь 2019 года снизился до 222 млрд тарифных т-км (-0,2%). Чуть ниже оказался грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – на уровне 281,7 млрд т-км (-0,7%).
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!
Среди материалов второго октябрьского выпуска № 20 (408) мы подготовили для вас следующие интересные тексты:
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!
Среди материалов первого октябрьского выпуска № 19 (407) мы подготовили для вас следующие интересные тексты:

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort