Индикативные оценки состояния отечественной промышленности в апреле не вызывали особого беспокойства, потому что в добывающих отраслях (стратегических для железнодорожной погрузки), если ориентироваться, скажем, на данные ИПЕМ, рост производства оценивался на уровне 2,5%. В том числе экспортеры продолжали в достаточных количествах вывозить уголь за рубеж.
В индексах некоторое неблагополучие отражалось в перерабатывающих отраслях российской промышленности. Но в целом ситуация не выглядела критичной. Во всяком случае, в экономике на май просматривался некий задел, который мог служить основой для компенсации отставания в погрузке на сети РЖД в мае. Да и в ОАО «РЖД» обещали принять меры для привлечения на сеть дополнительных объемов грузов, по поводу чего проводились активные переговоры с якорными клиентами.
Но что-то пошло не так. И погрузка в мае 2019 года составила 106,3 млн т, что на 3,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Праздники немного затянулись
Версий по этому поводу выдвинуто несколько. Итак, первая версия – длинные праздники в мае. Однако вот что считают эксперты, проводившие исследования на данную тему. Они практически сошлись во мнении, что майские выходные не окажут значительного влияния на российскую экономику, а возможные негативные проявления компенсируются в дальнейшем.
Заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов полагает, что длинные майские праздники необязательно стоит воспринимать как потери для экономики. Иными словами, если у предприятий было, что грузить, то они отправляли эти объемы не в первой, так во второй половине мая. Тем более что все знали о возможном повышении цен именно после 15 мая.
Однако этого не произошло. Кроме того, в 2019-м на праздники выпадает ненамного больше дней, чем в прошлом году. И если принять данную версию, отметили эксперты, то и в июне показатели тоже могут просесть. Тогда останется ожидать роста погрузки только июле. Но сеть в разгар лета уже не сможет пропустить не вывезенные ранее объемы, потому что на сети нет резерва для этого (особенно с учетом большого количества ремонтных окон летом).
Наконец, следует учитывать, что в II полугодии динамика погрузки обычно ниже, чем в первой половине года. И если принять праздничную версию, то, как следствие, ОАО «РЖД» рискует в таком случае не досчитаться солидных объемов годовой погрузки и уйти в минус.
Экономика пробуксовывает?
Вторая версия – менее приятная: железные дороги в мае не смогли собрать грузов больше. Хотя вроде уже и вагоны были, и с брошенными поездами ситуация улучшилась.
Падение погрузки произошло, как считают представители ряда грузовладельцев, из-за того, что российская экономика начала замедляться в результате повышения налоговой нагрузки, а также под влиянием неблагоприятной мировой конъюнктуры.
На это указывает сокращение добычи полезных ископаемых, которое началось в апреле и продолжилось в мае. По данным Госкомстата,уменьшилось внутреннее потребление и оборот внутренней торговли, снизилась динамика экспорта и инвестиционная активность компаний.
Слабые макроэкономические показатели вызвали опасения, что российская экономика может вступить в техническую рецессию по итогам I полугодия. Однако, как обещали в ЦБ, если это и произойдет, то эффект от данного тренда сложится ограниченный.
Что дальше?
Вместе с тем в начале 2019 года МВФ и Всемирный банк ухудшили прогнозы по росту крупнейших экономик мира. Если экономическая рецессия затронет США и страны ЕС, то процесс не минует и РФ. В принципе уже отмечено замедление роста ВВП: по итогам I квартала ВВП вырос на 0,5%, а апреля – всего на 0,3%. Еще более слабый результат ожидается по итогам мая текущего года. Для сравнения напомним, что в IV квартале 2018 года этот показатель увеличился на 2,7%.
Некоторые предпосылки под таким углом зрения для снижения погрузки на сети РЖД имеются. Но, с другой стороны, грузооборот автотранспорта в апреле увеличился на 14,7%, и в мае, по оценкам, этот показатель близок к достигнутому уровню. Динамика объемов перевозок также остается в положительной зоне. Аналогично можно сказать о речном флоте, что позволяет говорить о переключении части грузопотоков с железных дорог на эти виды транспорта.
В таком случае сценарий не выглядит оптимистическим для сети РЖД. Здесь многое будет зависеть от того, как развернутся в II полугодии обещанные федеральные программы, прежде всего, в сфере дорожного строительства.
Однако, например, по опросам представителей карьеров, пока особого прорыва по федеральным проектам не намечается. На это указывают объемы перевозок щебня: Урал, Северо-Запад, Юго-Восток – везде падение объемов погрузки. Исключение составляет, пожалуй, только полигон Северо-Кавказской железной дороги – по вполне понятным причинам.
В таком случае некоторые эксперты не исключают, что для сети РЖД 2019 год выдастся не вполне благополучным.