+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.06.2019 11:21:07
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в мае 2019 года: часть 1

В мае 2019 года продолжилась та же тенденция, что была зафиксирована апреле: погрузка на сети РЖД просела – причем опять-таки на фоне роста грузооборота.
Внятных объяснений о том, почему погрузка ушла в отрицательную зону, ни сейчас, ни месяц назад по итогам апреля от многих отраслевых экспертов не прозвучало. Более того, в апреле преобладали довольно бодрые настроения: на сети просто технический сбой.

Индикативные оценки состояния отечественной промышленности в апреле не вызывали особого беспокойства, потому что в добывающих отраслях (стратегических для железнодорожной погрузки), если ориентироваться, скажем, на данные ИПЕМ, рост производства оценивался на уровне 2,5%. В том числе экспортеры продолжали в достаточных количествах вывозить уголь за рубеж.

В индексах некоторое неблагополучие отражалось в перерабатывающих отраслях российской промышленности. Но в целом ситуация не выглядела критичной. Во всяком случае, в экономике на май просматривался некий задел, который мог служить основой для компенсации отставания в погрузке на сети РЖД в мае. Да и в ОАО «РЖД» обещали принять меры для привлечения на сеть дополнительных объемов грузов, по поводу чего проводились активные переговоры с якорными клиентами.

Но что-то пошло не так. И погрузка в мае 2019 года составила 106,3 млн т, что на 3,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Праздники немного затянулись

Версий по этому поводу выдвинуто несколько. Итак, первая версия – длинные праздники в мае. Однако вот что считают эксперты, проводившие исследования на данную тему. Они практически сошлись во мнении, что майские выходные не окажут значительного влияния на российскую экономику, а возможные негативные проявления компенсируются в дальнейшем.

Заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов полагает, что длинные майские праздники необязательно стоит воспринимать как потери для экономики. Иными словами, если у предприятий было, что грузить, то они отправляли эти объемы не в первой, так во второй половине мая. Тем более что все знали о возможном повышении цен именно после 15 мая.

Однако этого не произошло. Кроме того, в 2019-м на праздники выпадает ненамного больше дней, чем в прошлом году. И если принять данную версию, отметили эксперты, то и в июне показатели тоже могут просесть. Тогда останется ожидать роста погрузки только июле. Но сеть в разгар лета уже не сможет пропустить не вывезенные ранее объемы, потому что на сети нет резерва для этого (особенно с учетом большого количества ремонтных окон летом).

Наконец, следует учитывать, что в II полугодии динамика погрузки обычно ниже, чем в первой половине года. И если принять праздничную версию, то, как следствие, ОАО «РЖД» рискует в таком случае не досчитаться солидных объемов годовой погрузки и уйти в минус.

Экономика пробуксовывает?

Вторая версия – менее приятная: железные дороги в мае не смогли собрать грузов больше. Хотя вроде уже и вагоны были, и с брошенными поездами ситуация улучшилась.

Падение погрузки произошло, как считают представители ряда грузовладельцев, из-за того, что российская экономика начала замедляться в результате повышения налоговой нагрузки, а также под влиянием неблагоприятной мировой конъюнктуры. 

На это указывает сокращение добычи полезных ископаемых, которое началось в апреле и продолжилось в мае. По данным Госкомстата,уменьшилось внутреннее потребление и оборот внутренней торговли, снизилась динамика экспорта и инвестиционная активность компаний.

Слабые макроэкономические показатели вызвали опасения, что российская экономика может вступить в техническую рецессию по итогам I полугодия. Однако, как обещали в ЦБ, если это и произойдет, то эффект от данного тренда сложится ограниченный. 

Что дальше?

Вместе с тем в начале 2019 года МВФ и Всемирный банк ухудшили прогнозы по росту крупнейших экономик мира. Если экономическая рецессия затронет США и страны ЕС, то процесс не минует и РФ. В принципе уже отмечено замедление роста ВВП: по итогам I квартала ВВП вырос на 0,5%, а апреля – всего на 0,3%. Еще более слабый результат ожидается по итогам мая текущего года. Для сравнения напомним, что в IV квартале 2018 года этот показатель увеличился на 2,7%.

Некоторые предпосылки под таким углом зрения для снижения погрузки на сети РЖД имеются. Но, с другой стороны, грузооборот автотранспорта в апреле увеличился на 14,7%, и в мае, по оценкам, этот показатель близок к достигнутому уровню. Динамика объемов перевозок также остается в положительной зоне. Аналогично можно сказать о речном флоте, что позволяет говорить о переключении части грузопотоков с железных дорог на эти виды транспорта.

В таком случае сценарий не выглядит оптимистическим для сети РЖД. Здесь многое будет зависеть от того, как развернутся в II полугодии обещанные федеральные программы, прежде всего, в сфере дорожного строительства.

Однако, например, по опросам представителей карьеров, пока особого прорыва по федеральным проектам не намечается. На это указывают объемы перевозок щебня: Урал, Северо-Запад, Юго-Восток – везде падение объемов погрузки. Исключение составляет, пожалуй, только полигон Северо-Кавказской железной дороги – по вполне понятным причинам.

В таком случае некоторые эксперты не исключают, что для сети РЖД 2019 год выдастся не вполне благополучным.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions