+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.01.2019 14:57:09
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в 2018 г. – прогнозы на 2019 г.

НПК ОВК представляет обзор железнодорожного рынка РФ в 2018 г. – прогнозы на 2019 г.
2018 г.: погрузка на максимуме за последние 9 лет, грузооборот — новый рекорд за всю историю РФ

В декабре 2018 г. погрузка снизилась к прошлому году на 1,1% и составила 109,0 млн т, а грузооборот вырос на 2,3% и составил 224,4 млрд тарифных т-км.

Всего за 2018 г. погрузка на сети РЖД составила 1 289,6 млн т. Это на 2,2% больше, чем в предыдущем году, и максимальный уровень за последние девять лет. В 2018 г. грузооборот установил новый рекорд за всю историю России и достиг 2 596,4 млрд т-км (+4,2% к 2017 г.).

Драйверами роста стали: уголь (+4,6%), нефть (+0,4%), железная руда (+5,7%), черные металлы (+7,0%), лесные грузы (+5,6%), удобрения (+3,7%), зерно (+22,6%), лом черных металлов (+1,4%) и коксующийся уголь (+0,8%). Снизились перевозки строительных грузов (-6,8%), цемента (-6,5%) и цветной руды (-2,8%).

Уголь: мировой рынок стабилен, прогнозируется дальнейший рост экспорта

Погрузка угля в декабре снизилась к прошлому году на 1,5% и составила 32,1 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 374,9 млн т угля, что на 4,6% выше показателя 2017 г.

В 2018 г. рост экспортных отправок составил 6,4%, тогда как внутренние перевозки остались на уровне прошлого года. Основными импортерами российского угля в 2018 г. стали Япония, Великобритания, Китай, Германия, Украина и Польша. При этом наибольший прирост поставок в 2018 г. произошел в Германию (+7 млн т к прошлому году) и Польшу (+5 млн т).

По прогнозам МЭА, мировой спрос на уголь останется стабильным в течение ближайших пяти лет. Пока в одних регионах (ЕС и США) потребность в угле падает, в других (Индия и Юго-Восточная Азия) — растет. По прогнозам, потребность Индии будет расти на 4% в год и к 2023 г. увеличится на 150 млн т в угольном эквиваленте. Самыми быстрыми темпами спрос на уголь будет расти в Юго-Восточной Азии за счет строительства новых угольных электростанций на Филиппинах и во Вьетнаме. Ожидается, что рост в регионе составит 5,7%. Развитие событий будет зависеть от проведения климатической политики на международной арене.

По сообщению министра энергетики А. Новака, в 2018 г. добыча угля в России выросла на 6%, до 433,6 млн т, по сравнению с показателем 2017 г. Инвестиции в угольную отрасль за тот же период увеличились на 21%, до 135 млрд руб.

В планах Правительства РФ 50%-й рост экспорта в восточном направлении. Для этого планируется до 2025 г. увеличить провозную способность железнодорожной инфраструктуры в этом направлении дополнительно до 210 млн т, в том числе по поставкам угля – до 195 млн т (в 2 раза по сравнению с текущим уровнем). Кроме того, потребуется увеличение терминальных мощностей. По оценке ИПЕМ, к 2030 г. мощность угольных терминалов увеличится на 59,2 млн т/год. Общая пропускная способность всех терминалов, перегружающих уголь, при этом составит 224,5 млн т/год.

На фоне благоприятной мировой конъюнктуры погрузка угля железнодорожным транспортом будет расти по мере развития транспортной инфраструктуры и ввода новых мощностей.

Нефть и нефтепродукты: существенного роста не будет

Погрузка нефти и нефтепродуктов в декабре сократилась на 1,9% и составила 20,9 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 236,4 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше показателя 2017 г. на 0,4%.

В 2018 г. была разнонаправленная динамика экспортных (-1,5%) и внутренних грузопотоков (+1,5%).

Увеличение годовой погрузки произошло за счет проделанной работы РЖД по привлечению нефтяных грузов на железную дорогу. Кроме того, с 1 января 2019 г. вступил в силу налоговый маневр, который рассчитан на 6 последующих лет. За этот период планируется внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. Налоговый маневр призван облегчить экспорт нефти и нефтепродуктов, однако конкуренция со стороны трубопроводного транспорта по-прежнему давит на сегмент — за последние шесть лет было введено около 4,5 тыс. км магистральных нефтепроводов. В 2019 г. тенденция продолжится — по оценке ИПЕМ, в текущем году будет заметен эффект от запуска в эксплуатацию нефтепровода, который в 2018 г. соединил Комсомольский НПЗ и ВСТО.

В то же время, эксперты считают, что падение погрузки сырой нефти будет компенсировано ростом объемов по другим грузам этого сегмента, в частности, энергетических газов. В 2018 г. их перевозки остались на уровне прошлого года. Вдобавок, в мае 2019 г. планируется запуск комбината «ЗапСибНефтехим» в Тобольске, который будет потреблять около 3 млн т сжиженных углеводородных газов, поступающих сегодня в продажу, что приведет к коррекции экспорта. В то же время при реализации заявленных проектов по увеличению производственных мощностей выпуск к 2020-2021 гг. может вырасти до 21 млн т.

По предварительным данным Минэнерго, переработка нефти в России достигла 286,6 млн т (+ 2,4%), а глубина переработки — 83,1%. Выпуск мазута сократился на 4,4% и составил 49,2 млн т. Та же тенденция наблюдается и в перевозках железнодорожным транспортом — погрузка мазута на сети РЖД сократилась в 2018 г. к прошлому году на 4,6%. Производство дизельного топлива по итогам года возросло на 0,8% и достигло 77,5 млн т, однако его погрузка железнодорожным транспортом снизилась на 7,1%.

Падение погрузки нефтяных грузов железнодорожным транспортом будет и дальше тормозиться за счет создания РЖД привлекательных условий для грузоотправителей, однако о существенном восстановлении сегмента с учетом ввода новых трубопроводных мощностей говорить пока не приходится.

Строительные грузы и цемент: восстановление отрасли откладывается

Погрузка строительных грузов в декабре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 7,4% и составила 8,7 млн т, погрузка цемента сократилась на 7,1%, до 1,3 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 123,8 млн т строительных грузов и 25,1 млн т цемента, что на 6,8% и 6,5% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.

По предварительным итогам, объем ввода жилья в России в 2018 г. сократился на 5% и составил 75,3 млн м2. При этом, по словам вице-премьера Правительства РФ Виталия Мутко, объемы строительства жилья в 2019 г. будут сопоставимы с объемами 2018-го. А рост объемов ожидается после адаптации рынка к проектному финансированию и счетам эскроу (вводятся с 1 июля 2019 г.), которая займет около двух лет.

По оценкам экспертов INFOLine, в сегменте строительства нежилой недвижимости в 2017-2019 гг. наиболее вероятна стагнация и сохранение текущих объемов ввода. При этом основным драйвером является реализация проектов в сфере агропромышленного комплекса за счет осуществляемой государственной поддержки. Что касается промышленного строительства, то развитие тормозится на фоне негативного инвестиционного климата.

Существенную роль в перевозках строительных материалов сыграет реализация инфраструктурных проектов РЖД. В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. (Магистральный план)

РЖД направят 1,7 трлн руб. Важнейшими проектами являются увеличение пропускных и провозных способностей для роста контейнерного потока в 4 раза, модернизация БАМа и Транссиба.

На фоне негативной динамики показателей строительства, вероятно, восстановление перевозок строительных грузов железнодорожным транспортом будет отложено до момента адаптации отрасли к новым условиям работы. Однако текущее падение будет частично компенсировано проектами развития транспортной инфраструктуры страны.

Черные металлы: рекорд за последние 9 лет

Погрузка черных металлов в декабре сократилась к уровню прошлого года на 4,2% и составила 6,9 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 78,1 млн т черных металлов, что на 7% выше показателя 2017 г. и является рекордным показателем за последние девять лет.

При этом рост внутренних перевозок в 2018 г. составил более 12%, тогда как экспорт вырос на 7%, сократившись в декабре на 10% год к году. В 2018 г. экспорт черных металлов вырос в Турцию, Италию и США. В Топ-5 потребителей российской металлопродукции, помимо этих стран, вошли Мексика и Тайвань.

По оценке экспертов, на внутреннем рынке в 2019 г. вероятно снижение потребления металлопродукции. Этому способствуют новые условия работы девелоперов в сегменте жилищного строительства, неблагоприятный инвестиционный климат для промышленного строительства, а также планы автомобилестроителей по сокращению выпуска в 2019 г. Так, «КАМАЗ» уже заявил о снижении сбыта автомобилей на 9,5%, до 39 тыс. ед., а компания Ford прорабатывает для себя варианты ухода из России, несмотря на наличие трех совместных с Sollers заводов суммарной мощностью 360 тыс. машин в год. Однако при самом благоприятном раскладе в 2019 г. может быть достигнут прирост в 3% по сравнению с показателями 2018-го. Его драйвером могут выступить инвестиционные проекты РЖД. Но эксперты считают, что этого будет недостаточно для перелома ситуации.

Таким образом, рекорд погрузки 2018 г., вряд ли, будет побит в 2019-м с учетом того, что погрузка металлопродукции на экспорт осложнена внешними заградительными мерами, которые с учетом избытка мировых мощностей сохранятся и в дальнейшем.

Руда: рекорд погрузки за последние 15 лет

Погрузка руды в декабре выросла относительно показателей предыдущего года на 5,1% и составила 10,3 млн т, установив рекорд перевозок для данного месяца. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 116,7 млн т руды, что на 5,7% выше значений аналогичного периода 2017 г. и является рекордным показателем за последние 15 лет.

Увеличение погрузки в 2018 г. было достигнуто за счет роста внутренних отправок (+10%), тогда как экспорт сократился на 15% за счет падения грузопотока в Польшу и Китай на 1,5 млн т в каждую из стран, а также прекращения поставок в Чехию и Сербию. В то же время поставки российской руды нарастили Италия, Франция и Египет.

Перевозки руды железнодорожным транспортом будут зависеть от конъюнктуры как внутреннего, так и мирового рынка черных металлов. При высоком спросе на российскую металлопродукцию руда будет отправляться в адреса отечественных металлургов, в ином же случае излишки руды могут быть направлены на экспорт.

Лесные грузы: рост погрузки вслед за развитием отрасли

Погрузка лесных грузов в декабре выросла к уровню предыдущего года на 2,7% и составила 3,8 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 45,7 млн т лесных грузов, что на 5,6% выше показателя 2017 г.

Погрузка лесных грузов в 2018 г. выросла как за счет увеличения внутренних отправок (+15%), так и экспортных потоков (+4%), преимущественно благодаря росту поставок в Казахстан (+30% к 2017 г.).

Рост внутреннего спроса обусловлен развитием деревообработки внутри страны. По данным Росстата, в 2018 г. увеличилось производство лесоматериалов (+3,6%), фанеры (+6,9%), древесноволокнистых (+8,6%) и древесностружечных (+6,5%) плит, целлюлозы (+3,1%), бумаги и картона (+4,0%).

Ожидается дальнейший рост погрузки лесных грузов железнодорожным транспортом по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, при этом возможно увеличение экспорта продуктов лесопереработки.

Зерно и продукты перемола: рекорд погрузки за последние 10 лет

Погрузка зерна в декабре составила 2,4 млн т (-4,0% к декабрю прошлого года). Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 27,1 млн т зерна, что на 22,6% выше значения 2017 г. и является максимальным показателем за последние 10 лет.

Увеличение погрузки в 2018 г. было обусловлено ростом перевозок как на внутренних направлениях (+5%), так и на экспортных (+35%), преимущественно в Египет. При этом с сентября 2018 г. экспорт начал снижаться. Причина такого изменения — в рекордном урожае 2017 г., который позволил отправить излишки зерна на экспорт и создать высокие переходящие запасы, а также в умеренном урожае 2018 г.

Согласно проекту Минсельхоза «Экспорт продукции АПК», урожай зерновых в России в 2019 г. может составить 114,3 млн т, в 2020-м —118,1 млн т, в 2021-м — 120,1 млн т, в 2022-м — 124,6 млн т, в 2023-м — 131,1 млн т, а в 2024-м —137,5 млн т. Чтобы достичь этих показателей, документом предусмотрено ежегодное вовлечение в оборот ранее выбывших сельхозугодий для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции: сои, кукурузы, рапса и риса.

В 2019 г. ожидается сохранение тенденций конца прошлого года — снижение погрузки, особенно с учетом высокой базы предыдущего года, хотя перевозки и находятся на высоком уровне. Однако ситуация может измениться во второй половине года, что будет определяться размерами урожая нового сезона.

Химические и минеральные удобрения: рекордная погрузка за всю историю РФ

Погрузка удобрений в декабре составила 5,3 млн т (+1,9% к декабрю прошлого года). Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 59,2 млн т удобрений, что на 3,7% выше показателя 2017 г.

В 2018 г. перевозки на внутренних направлениях выросли на 8%, тогда как экспорт остался на уровне прошлого года. Наибольший прирост поставок произошел в Бразилию (+1 млн т) и США (+0,8 млн т), наибольшее падение было в адрес Украины (-2 млн т) и Китая (-0,4 млн т).

По словам генерального директора «ФосАгро» Андрея Гурьева, объем инвестиционной программы компании в 2019 г. составит порядка 33-34 млрд руб., а рост производства по году ожидается на уровне 6-10%. В 2018 г. «ФосАгро» произвела 9,1 млн т всех удобрений, включая кормовые. Ожидается, что первый квартал 2019 г., учитывая, что производство уже выросло на 10% в валовом объеме, будет одним из лучших для компании.

«Уралхим» по итогам 2018 г. увеличил общий объем продаж на российский рынок и в страны СНГ на 20%, до 2,6 млн т, по сравнению с показателем 2017 г. При этом объем продаж минеральных удобрений на рынке РФ вырос на 50%, превысив 1 млн т. Самый существенный рост показателя отмечен в западных регионах России, а также в секторе продаж крупным агрохолдингам.

В январе «Уралхим» и «Уралкалий» сообщили о планах строительства в Ленинградской области терминала по перевалке своей продукции. Площадку планируется выбрать к апрелю 2019 г. Это будет первый в регионе терминал по обработке калийных удобрений. Мощности нового терминала и объем инвестиций в проекте пока не раскрыты.

Ожидается дальнейший рост перевозок удобрений железнодорожным транспортом за счет высокого мирового спроса на российскую продукцию, а также по мере запланированного ввода производственных мощностей на территории РФ.

Рекордная реализация вагонов заводами РФ за последние 5 лет

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 050 тыс. ед., тогда как неисправный на начало января по-прежнему на низком уровне — около 49,3 тыс. ед. В результате профицит парка составил 54,1 тыс. ед.

В декабре 2018 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 7,7 тыс. ед., что на 3% выше результатов декабря 2017 г. (7,5 тыс. ед.). При этом выбытие вагонов составило около 1,8 тыс. ед.

В 2018 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 83,2 тыс. ед., что на 24% выше результатов 2017 г., а заводами РФ было выпущено 68,8 тыс. ед. (из них полувагонов 42,3 тыс. ед.), что почти на 20% выше показателей прошлого года и является максимально высоким результатом за последние пять лет. Всего в 2018 г. было списано около 29,4 тыс. вагонов.

Полувагонов в декабре в РФ было реализовано 3,8 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,3 тыс. ед.). Ставки аренды на типовые полувагоны в январе остались на уровне декабря 2018 г. — до 2 000 руб./сутки, профицит в сегменте по-прежнему отсутствует.

В 2018 г. маршрутная скорость грузового поезда сократилась на 5,6%, а оборот полувагонов вырос впервые с 2014 г. до 15,27 сут. и добавил к потребному парку 10–20 тыс. полувагонов.

Этому способствовал целый ряд факторов. Во-первых, к нехватке тяги привел рост числа вагонов на сети РЖД до 1,112 млн ед. на фоне необходимости в обновлении парка локомотивов и переориентации основных грузопотоков. Кроме того, увеличение экспортных отправок на фоне сокращения внутренних перевозок повысило давление на локомотивный парк, в первую очередь на маневровые локомотивы. По оценке главы INFOLine Михаила Бурмистрова, ситуация с доступностью локомотивной тяги ухудшится в 2019 г., когда из-за новых технических регламентов 2,2 тыс. маневровых локомотивов, имеющих право выходить с путей необщего пользования на общие, потеряют эту возможность.

Во-вторых, в 2018 г. тяжелыми видами ремонтов, которые требуют длительного закрытия инфраструктуры (реконструкция, капитальный ремонт, сплошная смена рельсов), отремонтировано 5 730 км пути, что на 7,6% больше, чем годом ранее.

В-третьих, на оборот повлиял дефицит запчастей в связи с заградительными пошлинами и вытеснением с рынка украинского «Интерпайпа» при нехватке поставок со стороны российских ОМК и Evraz. В результате, увеличился простой в ремонтах в ожидании крупного литья и цельнокатаных колес. По словам Михаила Бурмистрова, в четвертом квартале 2018 г. цельнокатаные колеса на рынке РФ фактически отсутствовали, хотя цены на них за год выросли вдвое — до 40–45 тыс. руб.

Негативное влияние на скорость доставки грузов может оказать увеличение тарифа на порожний пробег полувагонов на 6% с 2019 г. Мера призвана сократить порожний пробег на сети РЖД вследствие задержек вагонов в ожидании погрузки попутных грузов.

Высокая экспортная цена на уголь подогревает интерес к полувагонам, что удерживает рынок от снижения ставки. С начала 2017 г. доля маржи в структуре цены угля вышла на стабильно высокий уровень. Вдобавок дополнительный спрос на полувагоны создают планы Правительства РФ по увеличению экспорта угля.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions