Если обращаться к цифрам РЖД относительно перевозок угля, то в мае этот груз показал -5% к маю 2024 года – перевезено 26,7 млн т. Это снижение год к году несколько меньше, чем было в апреле (26,4 млн т, -7% к апрелю 2024-го). Согласно данным холдинга, в мае выросли поставки каменного угля в адрес портов Дальнего Востока – на 2,7%. За 5 месяцев текущего года по железной дороге перевезено 138,2 млн т. Это -3,4% к тому же периоду 2024 года.
Эксперты расходятся во мнениях о том, что сегодня влияет на погрузку в целом – напомним, что майские показатели установили своеобразный антирекорд за последние 10 лет. Одни эксперты склонны назначать главной причиной состояние экономики РФ, другие – скорее, разделять влияние этого фактора с политикой РЖД. Так, по словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, на железных дорогах стали просить клиентов грузить все, что можно, чтобы компенсировать «недостачу» угля, нефтепродуктов и металла.
В случае с углем причиной его недогруза эксперт называет снижение интереса клиентов к отправкам на экспорт: мировая цена угля снизилась (и по прогнозам Kept, к примеру, она будет снижаться и дальше в текущем году), а железнодорожная составляющая для экспортеров убыточна.
Все вместе дополняет портрет угольной отрасли, находящейся в затруднительном положении, которое проявлено в цифрах Росстата: за I квартал сальдированный убыток угледобывающих компаний составил около 80 млрд руб. (за тот же период в прошлом году фиксировалась прибыль в размере 4,7 млрд руб.), а доля убыточных предприятий достигла почти 62% (против 50% в прошлом году).
Если обратиться к цифрам по добыче угля, то за январь – апрель, согласно подсчетам Росстата, она выросла на 2,4% к аналогичному периоду прошлого года. Однако долгоиграющим этот рост эксперты не считают: можно сказать, что добывающие компании в некотором смысле работали на склад, но долго это не может продолжаться. О том, что прогноз по добыче угля в РФ в 2025 году, вероятно, будет снижен, ранее сообщал вице-премьер РФ Александр Новак.
Чем помочь: взгляд государства
Для выравнивания работы угольной отрасли разработан ряд мероприятий, анонсированный по итогам совещания в Правительстве РФ о ситуации в отрасли, прошедшего в конце мая. Упор сделан на адресную помощь. Среди обозначенных мер – создание подкомиссии по оказанию финансовых мер государственной поддержки отдельным организациям отраслей экономики. На совещании также обозначили ряд предложений, которые принято решение поддержать:
• До 1 декабря будет предоставлена отсрочка по НДПИ и страховым взносам всем предприятиям угольной промышленности. При необходимости отдельным решением подкомиссии она может быть продлена и на более длительный период.
• Организациям угольной отрасли будут предоставляться адресные субсидии на компенсацию части стоимости логистических затрат при экспорте угольной продукции на дальние расстояния.
• Предоставят компенсации в 12,8% от величины тарифа на экспортные перевозки угля в северо-западном и южном направлениях сибирским угольным компаниям (их перечень будет сформирован Минэнерго и утвержден подкомиссией).
• Будут утверждены планы финансового оздоровления предприятий отрасли, в том числе предусматривающие помощь непосредственных бенефициаров (акционеров), а также ограничения на выплату дивидендов, повышение оплаты труда высшему менеджменту, оптимизацию затрат (по поручению М. Мишустина).
• Предприятиям угольной отрасли, испытывающим серьезную долговую нагрузку, признано целесообразным дать возможность реструктуризировать кредитную задолженность. При отработке этой меры будет учтена позиция финансового регулятора – Банка России.
Мнения экспертов
О том, насколько указанные меры могут быть эффективны, высказались эксперты и участники рынка. Одним из самых острых моментов для угля и его перевозок сегодня действительно остается дорогая логистика. Собеседники отмечают, что если с портами и операторами подвижного состава удается найти контакт, то тариф РЖД в затратах на логистику только смотрит вверх.
На эту тему на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама: как везти грузы в условиях ограничений?», проведенном в конце мая РЖД-Партнером, высказывался П. Иванкин – на примере каменного угля. Он сообщил, что за 4 года произошло существенное увеличение затрат на логистику перевозок каменного угля: «Логистические затраты угольных компаний на условиях поставки FOB с 2021 года по I квартал 2025-го увеличились на 3822 руб. В апреле 2025 года в сравнении с I кварталом 2025-го снижение составило 1767 рублей», – было уточнено в презентации эксперта. Показатели апреля говорят о том, что операторы и портовики снизили свои предложения для угольщиков, то есть пошли им навстречу, оценил эксперт: «Тариф РЖД на груженый рейс – единственный остался в первозданном состоянии, с учетом того, что тариф был проиндексирован на 13,8%. И это с учетом роста оборота вагона: с 2021 по 2025 год оборот вырос на 5,7 суток, то есть на 34,5%». В текущей конфигурации, по его словам, доля ж/д тарифа в логистических затратах по углю превышает 60% (при подсчете учитывался порожний пробег).
«Это много и не совсем верно по отношению к углю. Если говорить о том, что мы какие-то скидки можем предложить, то тут вопрос источника компенсации этих потерь. Если Антон Силуанов пойдет на это и бюджет будет это компенсировать, то можно рассматривать и возвращение скидок на дальность», – резюмировал П. Иванкин.
Со стороны рынка позицию выразил источник в угольной отрасли, пожелавший остаться анонимным. Собеседник РЖД-Партнера подтвердил, что в большинстве случаев угольщикам удается найти понимание со стивидорами и собственниками вагонов по работе с отсрочкой, но важнейшее связующее звено в процессе перевозки остается в стороне. «Не секрет, что деньги за поставленный товар угольные компании получают со значительной отсрочкой в 40–60 дней, а перевозчику деньги надо отдать до начала рейса», – добавил собеседник.
Он также оценил предложения по поддержке отрасли, которые обсуждаются и принимаются сейчас. По мнению собеседника РЖД-Партнера, вопросы в первую очередь вызывает принцип «адресности» помощи угольщикам – это заведомо ставит угольные компании в неравное положение, считает он.
«Большинство угольщиков на проводимых мероприятиях бодро отчитались о проблемах, и у чиновников самого высокого ранга из правительства сложилось мнение, что достаточно оказать помощь компаниям, которые уже «лежат на боку», а другие компании справятся с кризисом самостоятельно. Это совершенно не так. Компании, сводящие концы с концами сейчас, в обозримой перспективе окажутся тоже в категории терпящих бедствие», – прокомментировал источник. Он добавил, что сомнительна и помощь, связанная с отсрочкой по НДПИ: «Не платим 6 месяцев, а потом надо быть готовым заплатить все сразу!? Не видим пока предпосылок к быстрому улучшению ситуации на угольном рынке».