+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.11.2021 18:00:09
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

ЦСР: с учетом имеющихся рисков целесообразно рассмотреть вариант переноса строительства линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург на более поздние сроки

Реализация такого капиталоемкого проекта, как строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург между крупнейшими агломерациями общей численностью 27,64 млн жителей (по данным Росстата на 1 января 2021 г.), формирует существенные эффекты для экономики страны: дополнительный прирост ВВП страны, развитие смежных отраслей, создание новых рабочих мест, сокращение времени поездки, увеличение провозной возможности магистрали за счет большей скорости движения поездов, сокращение стоимости поездки и т. д. Перечисленные выше эффекты будут аккумулировать дополнительный спрос на поездки.
ЦСР: с учетом имеющихся рисков целесообразно рассмотреть вариант переноса строительства линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург на более поздние сроки
Опыт Китая и других стран, где уже имеется опыт эксплуатации сети высокоскоростных железнодорожных линий, демонстрирует, что реализация аналогичных крупных проектов позволяет развивать промышленный, строительный и транспортный секторы страны, ускорение движения людей или товаров способствует росту экономики. Таким образом, с точки зрения развития экономики страны при наличии достаточного объема финансовых ресурсов и технических возможностей реализация подобного рода проектов необходима.

При этом в текущих экономических реалиях пандемийного периода для принятия окончательного решения о целесообразности и возможности строительства линии ВСМ в необходимо разрешить ряд принципиальных вопросов.

Например, уже сейчас на ряде объектов по строительству железнодорожной инфраструктуры существует кадровый дефицит, не позволяющий в полной мере нарастить темпы строительства и реализовать весь потенциал грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по территории РФ. Уже сейчас это становится проблемой для стивидоров в морских терминалах, темпы строительства которых сильно опережают развитие железных дорог. При этом рынок и эксперты прогнозируют дальнейшее усиление дефицита строителей различных специальностей на фоне планов по увеличению финансирования крупных строек, в том числе реализации мероприятий КПМИ и отдельной масштабной программы «Агрессивное развитие инфраструктуры», реализация которой запланирована до 2030 года.

Другим, не менее важным вопросом является отсутствие подтвержденных (в полной мере) источников и объемов финансирования строительства участков ВСМ. Помимо этого, не проработаны меры государственной поддержки в условиях высоких темпов инфляции, роста ключевой ставки ЦБ РФ, увеличения стоимости привлечения заемного капитала и т. д. С учетом имеющихся вопросов и рисков в очередной раз целесообразно рассмотреть вариант переноса строительства линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург на более поздние сроки. В случае принятия такого решения в качестве альтернативного варианта направления высвобождающихся инвестиций называется проект строительства выделенной грузовой линии между Москвой и Санкт-Петербургом.

В условиях свободы выбора маршрутов перевозок в западном направлении целесообразность строительства дополнительного выделенного грузового хода между Московской и Ленинградской агломерациями низкая, так как существующие железнодорожные маршруты (преимущественно так называемый Сонковский ход) в полном объеме обеспечивают существующие потребности в перевозках грузов. При этом в условиях сопоставимой стоимости перевозки (в пределах 40–60 тыс. руб. за 1 ДФЭ), грузоотправитель чаще отдает предпочтение более гибкому автомобильному транспорту, вследствие чего существенная часть контейнерного грузопотока проходит по новой автомобильной трассе М-11 «Нева».

Основу железнодорожного грузопотока между Московским и Ленинградским регионами формируют минерально-строительные грузы (3,7 млн т по итогам 10 мес. текущего года, преимущественно щебень) и нефтепродукты (около 2 млн т). Суммарный объем перевозок грузов железнодорожным транспортом на рассматриваемом направлении за 10 месяцев 2021 года составил 6,3 млн т, в том числе 18,5 тыс. ДФЭ. В структуре перевозок наблюдается значительный дисбаланс в сторону отправления грузов из Ленинградской области и Санкт-Петербурга в направлении Московского региона как в части сырьевых грузов, так и грузов с высокой добавленной стоимостью, в том числе перевозимых в контейнерах.

С другой стороны, нельзя не учитывать продолжающийся миграционный конфликт между странами Европейского союза и Республикой Беларусь, дальнейшая эскалация которого может привести к закрытию основного транзитного коридора по оси Китай – Европа – Китай. И в этой связи необходимо уделять внимание развитию дополнительных и альтернативных направлений международных перевозок, в том числе транзита.

Таким образом, решение о создании дополнительной грузовой инфраструктуры между Москвой и Петербургом необходимо принимать с учетом завершения международного конфликта на границе Польши и Белоруссии и реакции европейских властей, что прямым образом может отразиться на логистических схемах международных перевозок между Россией и странами ЕС.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions