+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2022 10:20:41
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте необходимо принимать с широко открытыми глазами

На железнодорожном транспорте роль тарифной политики не сводится к банальному тезису возмещения затрат и получения нормативной прибыли. За ближайшие 20 лет государственная тарифная политика внесла существенные корректировки в развитие целых отраслей экономики. Так, установленные государством в начале века низкие экспортные тарифы на перевозку угля из Кузбасса на дальние расстояния до портов Северо-Запада и Дальнего Востока ниже себестоимости перевозок позволили в 4 раза нарастить экспорт. А сохранение среднесетевого принципа тарифообразования позволяет получать доступную по стоимости перевозки услугу компаниям, удаленным от регионов сбыта.
Решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте необходимо принимать с широко открытыми глазами
Однако за последние 20 лет с момента разработки и принятия существующего прейскуранта на железнодорожном транспорте реализована не только железнодорожная реформа, но произошли изменения в технологии перевозок, в составе входящих и не входящих в прейскурант услуг. Компания «РЖД», проходя цифровую трансформацию, в настоящее время имеет возможность принципиально иначе оценивать себестоимость и состав затрат по различным факторам перевозочного процесса: скорости и маршруту перевозок, порционности отправок, длине вагона, брутто и нетто вагона и т. д.

С точки зрения тарифной науки можно выделить несколько недостатков существующей тарифной системы. Действующая модель тарифов не соответствует структуре рынка перевозок. Например, до сих пор государство устанавливает тарифы на перевозку в вагонах перевозчика, которых у него не имеется.

Тарифная система ограничивает конкурентоспособность железнодорожников в конкурентных сегментах рынка перевозок с другими видами транспорта. Не позволяет проводить гибкую тарифную политику, удерживать снижающиеся, особенно в последнее время, объемы перевозок грузов, так как скидки разрешено давать только для обеспечения прироста перевозок.

Кроме того, ежегодная индексация не учитывает изменения структуры перевозок и структуры инвестиций в развитие магистральной сети. А инвестиционные потребности в развитие инфраструктуры через тариф могут перекладываться на компании, которые этой вновь построенной инфраструктурой могут не пользоваться.

Не поддерживаю тезис о том, что выделение в тарифе различных составляющих (инфраструктурной, локомотивной) способствует повышению прозрачности ценообразования. В настоящее время прозрачность обеспечивается выполнением правил ведения управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД». Если регулятору необходимо повысить прозрачность, то он может вносить изменения в указанный порядок, что регулятор периодически делает.

Для пользователей услуг прозрачность обеспечивается прейскурантом, по которому можно посчитать тариф (в электронной программе или вручную по таблицам), и правилами ежегодной индексации, которые в последнее время в силу разных причин пересматриваются. Кстати, в подавляющем числе стран мира рассчитать публичный тариф на перевозки невозможно. Тарифы не являются публичными и прозрачными в этом смысле.

Поскольку железнодорожные тарифы ОАО «РЖД», равно как и стоимость предоставления грузовых вагонов, стоимость начально-конечных операций на транспорте необщего пользования, стоимость услуг перевалки в портах напрямую влияют на производственные и логистические цепочки российских компаний, необходимо принимать решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте с «широко открытыми глазами», проведя предварительные расчеты и оценки эффектов от введения новой системы.

Использование современных экономических методов, оценок с применением модели межотраслевого баланса и других методик позволит сформировать карту рисков и направления оптимизации различных эффектов для участников перевозок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions