Машинисты хорошо знакомы с локомотивами старых серий, они знают, как заставить их работать, даже когда это кажется невозможным. Но локомотивы новых серий находятся на гарантийном обслуживании. И если сегодня происходит отказ в работе такого локомотива, вызывается вспомогательный локомотив либо представители компании-производителя. Другими словами, все это занимает определенное время, которое на Восточном полигоне очень дорого.
На Восточном полигоне нужны современные мощные локомотивы. Но если их коэффициент технической готовности в сегодняшних условиях не соответствует техническому заданию, возможно, имеет смысл миксовать их со старыми локомотивами. Но говорить о том, что сегодня мы готовы полностью перейти на новый локомотив, тем самым поставив под угрозу движение на Восточном полигоне, наверно, было бы неправильно.
Парк локомотивов сегодня обновляется, есть спрос со стороны «РЖД» и есть предприятия, которые его полностью удовлетворяют.
Но если говорить о реформе вагоно- и локомотиворемонтного комплекса, передача ремонтных депо структурам производителей по большему счету показывает сегодня определенный негатив. Это связано с тем, что качество локомотивов, выходящих из текущего ремонта, сильно отстает от ожидаемого. Почему так? Я думаю, это вопрос отдельного исследования. Поскольку сам производитель локомотива сам отвечает за свои машины и сам их ремонтирует и выдает.
Вполне возможно, это связано с кадровыми вопросами. Произошла оптимизация штатной численности и системы управления, и зачастую сегодня в этих депо работают люди, уровень квалификации которых отстает от прежнего.
Большое количество новых локомотивов, в том числе с детскими болезнями, накладывается на низкую квалификацию персонала. И в итоге мы получаем негативный синергетический эффект, в результате которого и покупатели, и РЖД настаивают на том, что качество техники не соответствует заявленному техническому заданию.
РЖД в сегодняшней ситуации загнаны в угол. С одной стороны, от них требуют быстрой реализации программы на Восточном полигоне, что обозначает в том числе повышение массы поезда и, следовательно, обновление парка локомотивов. С другой стороны, мы заставляем производителя производить локомотивы быстрее, но нужно же время на их доработку, на то, чтобы сделать их более пригодными для условий БАМа. В этих непростых условиях РЖД вынуждены показывать слабые стороны программы.