Исходя из национальных интересов, которые еще были отмечены в мае 2020 года на уровне президента РФ, для ОАО «РЖД» приоритетными проектами остаются модернизация железнодорожной сети Восточного полигона; амбициозные планы пассажирского сообщения, представляющие собой строительство ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, развитие Центрального транспортного узла (ЦТУ).
Необходимо отметить, что по данным направлениям актуализированным вариантом инвестпрограммы ОАО «РЖД» планируется суммарный рост уровня инвестиций на сумму 88,1 млрд руб., в том числе для Восточного полигона – на 12,6 млрд руб., или на 4%, на ВСМ – 31,1 млрд руб., или практически в 2 раза, для ЦТУ – на 44,4 млрд руб., или на 16,5%. Кроме этого, нельзя забывать о проекте «Южный кластер», предполагающем модернизацию объектов железнодорожной инфраструктуры черноморского побережья Краснодарского края и поддержанном президентом РФ.
Таким образом, в сложившихся макроэкономических условиях необходимость пересмотра инвестиционной программы ОАО «РЖД» в сторону скорейшей реализации ключевых проектов, необходимых для развития национальной экономики и имиджа РФ на мировой арене, выглядит актуальным и объективным трендом российской экономический политики.
Обозначенное в новом варианте инвестиционной программы ОАО «РЖД» финансирование проекта СШХ на уровне 3–4 млрд руб., на наш взгляд, носит весьма символический характер. Так, в 2017 году суммарная стоимость реализации проекта СШХ оценивалась на уровне 240 млрд руб., в том числе средства ОАО «РЖД» – 105 млрд. руб. Кроме этого, судьба инвестиционного проекта зависит не только от решений ОАО «РЖД», но и других крупных инфраструктурных государственных компаний – АО «Новатэк» и ПАО «Газпром».
Первоначально инвестиционный проект СШХ предусматривал строительство новой железнодорожной магистрали протяженностью в 707 км с прогнозным объемом перевозок в 23–24 млн т. Данная магистраль должна обеспечить транспортную связь между восточной и западной частями Ямала. С точки зрения наращивания транзитного потенциала перспективы выхода значительного объема грузопотока на северный морской путь являются амбициозными и стратегически верными. После реализации проекта планировалось загрузить данный участок железнодорожной инфраструктуры перевозками углеводородного сырья, что позволит РЖД привлекать на инфраструктуру высокодоходные грузы. Однако с учетом сложившихся тенденций в мировой экономике инвестпрограммы АО «Новатэк» и ПАО «Газпром» также прошли оптимизацию и в настоящий момент ориентированы на другие направления с иными логистическими задачами.
На наш взгляд, к данному проекту целесообразно вернуться на рубеже 2024–2025 гг., когда подойдет окончание срока активного строительства Восточного полигона и других крупных инвестпроектов. В настоящее время финансирование по данному проекту можно временно заморозить – минимум до момента восстановления национальной экономики и, соответственно, роста погрузки на железнодорожной сети; максимум до нового согласования инвестиционных планов с газодобывающими компаниями при территориальном освоении Арктической зоны России.