+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.02.2023 15:46:34
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Устав железнодорожного транспорта имеет пробелы относительно распределения прав и ответственности участников перевозочного процесса

При решении различных спорных ситуаций сторонам приходится чаще апеллировать к обычному гражданскому праву.
О проблеме рассказал на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций» доцент кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Андрей Голубчик.

По его словам, при любой нештатной ситуации всегда нужно понимать, к кому обращаться с возможной претензией или иском, а также на каком правовом основании.

Ситуация осложняется тем, что Устав железнодорожного транспорта РФ требует пересмотра. В частности, ст. 120 этого документа четко определяет стороны, имеющие право на предъявление претензий и исков перевозчику. Это грузоотправитель, грузополучатель и страховая компания, выплатившая страховое возмещение (право суброгации). Однако законодатель не включил сюда оператора подвижного состава и экспедитора, говорит А. Голубчик.

Применимо к оператору имеется юридическое определение, которое далеко не исчерпывает его практическое содержание. Согласно действующему законодательству, операторская компания – это только арендодатель вагонов и/или контейнеров.

Также в транспортном праве нет места понятиям «экспедитор», «официальный экспедитор», «грузовладелец», «товаровладелец» и т. д. «Мы можем внутри себя эти термины гонять сколько угодно, но нам законодатель не дает определений этих понятий», – подчеркивает представитель МАДИ.

Если у клиента возникли претензии к оператору, то он может с ним взаимодействовать в рамках обычного гражданского права, на основании имеющегося договора аренды подвижного состава, но не по Уставу железнодорожного транспорта. В случае когда оператор принял на себя иные функции (организационные, расчетные и т. д.), выходящие за рамки собственно договора аренды, что бывает достаточно часто, то его следует считать экспедитором, и основной применимой нормой становится Закон о транспортно-экспедиционной деятельности (№87-ФЗ).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions