+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2022 11:35:36
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

РЖД хотят удвоить инвестпрограмму в 2024–2025 гг.

ОАО «РЖД», запланировавшее на 2023 год рекордные инвестиции в 1,23 трлн руб., в 2024–2025 гг., собирается их еще увеличить – до 1,5 трлн руб. и 1,66 трлн руб. соответственно, что примерно вдвое выше инвестпрограмм 2021 и 2022 гг. Инвестпрограмму 2022 года при этом уже пришлось секвестировать из-за недоосвоения. Для финансирования этих планов предусмотрен значительный рост тарифов: на уровне 9,8% в 2023-м и 9,1% в 2024 году, по версии ОАО «РЖД», и на два процентных пункта меньше – по версии Минэкономики. В обеих версиях учтена высокая надбавка на капремонт, которую и в 2025 году планируют оставить на уровне 7%, а также отмена льгот для перевозок угля до 2025 года включительно. Об этом пишет «Коммерсант».

«Ъ» стали известны подробности предложений ОАО «РЖД» по инвестпрограмме на 2023–2025 гг. и обсуждаемый рост железнодорожного тарифа для ее обеспечения. Как сообщал “Ъ”, на 2023 год ОАО РЖД предлагает индексацию тарифа в 9,8% при объеме инвестпрограммы в 1,23 трлн руб.

По информации «Ъ», в 2024 и 2025 гг. по предложениям ОАО «РЖД» итоговая индексация должна составить 9,1 и 4,6% соответственно.

Рост тарифов должен дать источники для финансирования очередной рекордной инвестпрограммы, которая в 2024 году должна составить 1,5 трлн руб.

Инвестиции в Восточный полигон в ближайшие три года будут находиться на уровне выше 200 млрд руб. в год (суммарно 743 млрд руб.), однако относительно прошлогодней версии инвестпрограммы на 2023 год они снизятся (220 млрд руб. вместо 297,7 млрд руб.). В 2024 году, напротив, планируется инвестировать в БАМ и Транссиб на 102 млрд руб. больше плана – 280 млрд руб. Несколько увеличатся инвестиции в подходы к портам Азово-Черноморского бассейна (на 76%, до 22 млрд руб., в 2023 г. и более чем вдвое, до 27 млрд руб., в 2024 г.), тогда как с подходов к портам Северо-Запада средства, наоборот, будут сняты. Инвестиции в Центральный транспортный узел снизятся на 27 млрд руб., до 150 млрд руб., в 2023 году, но возрастут на 26 млрд руб., до 231 млрд руб., в 2024-м. При этом более чем вдвое сократятся в 2023 году вложения в выходы из Москвы высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, судьба которой до сих пор не ясна. Но в 2024 году их, наоборот, планируют поднять до 100 млрд руб. (всего в выходы ВСМ из Москвы будет вложено за три года 203 млрд руб.). В выходы ВСМ из Петербурга инвестиции планируется только увеличивать: до 21 млрд руб. в 2023 году и 40 млрд руб. в 2024-м. Также предлагается наращивать инвестиции в Северный широтный ход: всего в 2023–2025 гг. в него планируется вложить 128 млрд руб.

При уже рекордных в предыдущей версии инвестпрограммы вложениях в поддержание состояния пути их планируется еще увеличить.

Так, за три года в этот титул инвестпрограммы предлагается вложить 1,45 трлн руб., в том числе 421 млрд руб. вместо ранее запланированных 348 млрд руб. в 2023 году. Основная доля инвестиций – 1,06 трлн руб. за три года – пойдет на проекты обновления инфраструктурного комплекса. Не менее резко – на 92 млрд руб. в 2023-м и на 125 млрд руб. в 2024 году – предлагается увеличить инвестиции в подвижной состав, до 746 млрд руб. за три года. Более половины этой суммы с увеличением на 66–67 млрд руб. в год будет потрачено на приобретение тягового подвижного состава.

При этом дискуссия о необходимом тарифном росте для обеспечения инвестпрограммы еще не закрыта. В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова «Ъ» сообщили, что решение пока не принято. По информации «Ъ», обсуждалось два предложения о тарифном росте, исходящих от ОАО «РЖД» и Минэкономики. Разница между ними заключается в принципе учета 2022 года в формуле базовой индексации. Напомним, что строится она на базе среднеарифметического ИПЦ за четыре года: два предшествующих, текущий и следующий – минус 0,1%. ОАО «РЖД» предлагает учесть ИПЦ за 2022 год на уровне 13,9%, что поднимает практически на 2 п. п. годовую индексацию в 2023 и 2024 гг. В то же время Минэкономразвития планирует учесть в формуле не показатель ИПЦ, а базовую индексацию 2022 года, а именно 5,8%. Таким образом, предложение ОАО «РЖД» предполагает итоговую индексацию в 2023–2025 гг. на 9,8%, 9,1% и 4,6%, а Минэкономразвития – 7,8%, 7% и 4,6% соответственно. В Минэкономразвития от комментариев отказались.

При этом в обоих случаях учтена одобренная в прошлом году увеличенная надбавка на капремонт, которая возрастает в 2023 году с 3% до 5%, в 2024 году — до 7%, а на 2025 год обсуждается ее сохранение на уровне 7%.

За счет надбавки, по разным подсчетам, ОАО «РЖД» получит за три года дополнительные средства в объеме 203–211 млрд руб. Также оба плана предусматривают пролонгацию отмены понижающих коэффициентов на перевозки угля до 2025 года с получением монополией за этот счет 173–179 млрд руб.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что инвестпрограмма на 2024–2025 гг. по своим объемам выглядит менее пугающей, чем на 2023 год, поскольку рубль будет несколько другим и ослабление его даст импульс к росту масштабов затрат. Хорошо, что предусмотрен рост инвестиций в закупку подвижного состава, полагает он, тогда как одновременные крупные инвестиции в развитие Восточного полигона и в ремонты предполагают, что перед компанией встанет выбор: либо больше везти, либо больше ремонтировать. В контексте долгосрочной отмены понижающих коэффициентов для угля Михаил Бурмистров отмечает, что фактически есть альтернатива: либо перевозить его больше на условиях ship-or-pay, либо массово закрывать убыточные шахты и масштабно инвестировать в обогащение. Но, судя по репликам властей Кузбасса, всякие инвестиции в уголь со стороны отрасли остановились. Он полагает, что подобные решения должны приниматься государством, а не следовать из инвестиционных планов ОАО «РЖД».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions