+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.10.2019 11:09:02
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Республика Бурятия: в центре внимания – машиностроение и транзит

Сибирь и Дальний Восток сегодня являются местами интенсивного развития, которое регулируется общегосударственными программами и планами развития крупнейших российских компаний. Международные, общенациональные и частные крупнейшие инвестиционные проекты развиваются как при поддержке властей
российских регионов, так и в кооперации с бизнесом и федеральной властью.  О ситуации в промышленности и транспортной отрасли Республики Бурятии мы беседуем с ее главой Алексеем Цыденовым.
Республика Бурятия: в центре внимания –  машиностроение и транзит
Флагманы промышленного роста 

– Алексей Самбуевич, как Вы оцениваете уровень промышленного развития республики? Какие сферы промышленности имеют наибольшее значение для экономического и социального развития Бурятии?

– Промышленность является ведущей сферой экономики Республики Бурятии. Основные отрасли промышленности – это топливно-энергетический комплекс, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, цветная металлургия, производство строительных материалов, а также пищевая и легкая промышленность. Машиностроение и металлообработка представлены производством вертолетов и запасных частей к авиационной технике, электродвигателей переменного тока, приборов и средств автоматизации, мостовых металлоконструкций. На предприятиях заняты высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие высокое качество продукции, экспортируемой во многие страны мира.
Если конкретнее говорить о наших флагманах, то, во-первых, надо упомянуть АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (УУАЗ) – это один из крупнейших производителей вертолетной техники российского вертолетостроительного холдинга АО «Вертолеты России». Доля объема отгруженной продукции АО «УУАЗ» в общем объеме отгруженных товаров собственного производства предприятий обрабатывающих производств республики в 2017 году составила 41,6%.

Еще одно предприятие, которое достойно такого названия, – это Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (УУЛВРЗ) – филиал АО «Желдорреммаш» – одно из ведущих предприятий страны по ремонту подвижного состава для железнодорожного транспорта и производству запасных частей для железных дорог России, стран ближнего зарубежья, Монголии. Это единственное производство такого рода в азиатской части России.
Программа развития предприятия предполагает создание на базе завода трех концентрированных производств – центров технологических компетенций: по ремонту электрических машин, ремонту и производству колесных пар, производству стального и чугунного литья. Годовой объем производства локомотивов – порядка 1 тыс. ед.

Лесная и лесоперерабатывающая промышленность – еще один кит, на котором держится экономика рес¬публики. Здесь надо отметить ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» – крупнейшего производителя сульфатной небеленой целлюлозы в Сибири. Комбинат специализируется на производстве плоских слоев гофрированного картона, гофропродукции и лесохимической продукции. Ежегодно здесь выпускают 100 тыс. т тарного картона и 60 млн м гофропродукции. Комбинат снабжает своей продукцией предприятия России от Владивостока до Краснодара, а также продает ее в зарубежные страны: Китай, Монголию, Индию, Японию, Финляндию, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан.

Заметна в экономике Бурятии роль российско-японского ЗАО «Байкальская лесная компания», где долей капитала владеет компания «Мицуи» (Mitsui &
Co, Ltd). Сегодня компания – крупнейший производитель и экспортер высококачественной лесо¬продукции в КНР, Японию, Юго-Восточную Азию, Европу, Северную Африку и на Ближний Восток.

Республика Бурятия обладает значительным потенциалом для дальнейшего наращивания экспорта лесоматериалов. Ее лесные ресурсы уникальны как по своим запасам, так и по их разнообразию, почти 76% территории республики занято лесами. Общий запас древесины составляет 2 млрд куб. м. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет 10,6 млн куб. м.

На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе Бурятии функционирует более 700 предприятий, занимающихся заготовкой и обработкой древесины, производством изделий из дерева.

Для размещения промышленных предприятий в Республике Бурятии созданы зоны экономического благоприятствования, где инвесторам обеспечиваются льготы на аренду земли и льготное налогообложение в соответствии с действующим законо-дательством. В Улан-Удэ реализуются проекты по созданию промышленного парка для субъектов малого и среднего предпринимательства, частного индустриального парка для производителей строительных и отделочных материалов, технопарка высоких медицинских, информационных и энергоэффективных технологий. На данных площадках можно реализовать проекты в соответствующих отраслях промышленности.

– Как деятельность Улан-Удэнского авиационного завода влияет на экономическую ситуацию в республике?

– Улан-Удэнский авиационный завод в 2019 году отметил 80-летний юбилей. Он является частью холдинга «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех». Это единственное предприятие в России, способное производить как самолеты, так и вертолеты. За свою 80-летнюю историю завод изготовил более 8,5 тыс. летательных аппаратов. Продукция УУАЗ поставляется государственным и коммерческим заказчикам России и других государств, успешно эксплуатируется в более чем 40 странах Европы, Азии, Африки, Южной Америки, Австралии и Океании.

Сегодня на заводе продолжается усовершенствование вертолета Ми-8АМТ. Создана обновленная военная версия Ми-8АМТШ-В с новыми газотурбинными двигателями «ОДК-Климов»

ВК-2500-03. Выпускается вертолет для Арктики и Крайнего Севера Ми-8АМТШ-ВА. Также организовано производство легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. В планах – выпуск легкого многоцелевого транспортного самолета ТВС-2ДТС «Байкал» и перспективного легкого вертолета VRT500.
Самолет ТВС-2ДТС планируется выпускать для замещения самолетов типа Ан-2 в рамках государственной программы по развитию малой авиации. Также самолет «Байкал» ТВС-2ДТС и вертолет VRT500 станут основными направлениями респуб-ликанского проекта «Создание промышленного технопарка». Данный инвестиционный проект оценивается примерно в 2,2 млрд руб. Правительство Республики Бурятии обеспечит подготовку производственной площадки для организации производства самолета, а УУАЗ организует своевременные поставки самолета не менее 200 ед. в период 2021–2025 гг. для формирования парка местных воздушных линий. На сегодняшний день подписан контракт с Респуб¬ликой Саха (Якутия).

Технопарку, в том числе за счет внимания к регионам Дальнего Востока, может быть присвоен статус территории опережающего развития, который даст его резидентам право на налоговые льготы. Улан-Удэнский авиазавод рассчитывает в дальнейшем также участвовать в проектах на выделение субсидии на строительство инфраструктурных объектов, которая дается субъектам Дальневосточного федерального округа. Сегодня действуют льготы необложения по НДС, поскольку предприятие поставляет продукцию на экспорт и ведет НИОКР.

Инновационная площадка железнодорожного машиностроения

– В Улан-Удэ находится крупнейший в РФ локомотиворемонтный завод. Какова роль предприятий вагоно¬ремонтного и локомотиворемонтного комплекса в развитии региона?

– Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод с 1 июля 2009 года стал филиалом АО «Желдорреммаш». В ноябре 2012-го ОАО «РЖД» продало 75% минус 2 акции ООО «ТМХ-Сервис» (сервисное подразделение ЗАО «Трансмашхолдинг»). Управляющая компания предприятия – ООО «Локомотивные технологии» («ЛокоТех»). Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод занимает лидирующие позиции среди ремонтных площадок «ЛокоТеха». Осуществляет средний и капитальный ремонт, гарантийное обслуживание и модернизацию широкой линейки локомотивов с продлением срока службы, ремонт узлов и агрегатов, производство запасных частей, разработку новых технологий ремонта.

Основной деятельностью завода является проведение различных видов ремонта тягового подвижного состава, оборудования, узлов и агрегатов для него, а также производство запасных частей.

В рамках локомотиворемонтного производства на предприятии осуществляется ремонт электровозов переменного тока ВЛ85, ВЛ80 всех индексов и модификаций, 2ЭС5К, 3ЭС5К «Ермак», капитальный ремонт с продлением срока службы электровозов ВЛ80, электрических машин электровозов, ремонт и новое формирование колесных пар, изготовление запасных частей для электровозов. Также на заводе производится ремонт и новое формирование вагонных колесных пар (пассажирских и грузовых), изготовление запасных частей для ремонта пассажирских вагонов.

С 2017 года УУЛВРЗ существенно увеличены темпы работы по выпуску из ремонта локомотивов, что позволило перевыполнить производственную программу с выпуском из ремонта рекордного количества секций с нарастающим итогом к окончанию года. Так, в декабре 2017-го впервые в истории завода было отремонтировано 104 секции локомотивов, а за год – 871 секция. Рост по сравнению с 2016 годом составил более 24% (700 секций). По итогам 2018-го выпущено уже 934 секции. При этом в течение года производственные цеха планомерно улучшали показатели качества выпускаемой продукции. Также заводом освоены новые серии пассажирских электровозов – ЭП1П, ЭП1 и Э5К в объеме капитального и среднего ремонта. В 2019 году предприятие освоило ремонт очередной, двенадцатой по счету, серии локомотивов – пассажирского электровоза ЭП1М.

С 2017 года УУЛВРЗ стал пилотной площадкой для реализации проекта создания центров технологических компетенций по ремонту электрических машин, ремонту и производству колесных пар, производству стального и чугунного литья. Таким образом, завод является инновационной площадкой по развитию железнодорожного машиностроения в целом.

Улан-Удэнский ЛВРЗ – в числе наиболее крупных работодателей города, на заводе трудится около 6 тыс. человек. Предприятие предоставляет сотрудникам широкий спектр льгот по коллективному договору – ДМС, выплаты при уходе на пенсию, санаторно-курортное лечение, организует детский отдых.

– В 2018 году во время Петербургского экономического форума правительство Бурятии и ООО «ЛокоТех» заключили меморандум о сотрудничестве. Продолжается ли это сотрудничество в настоящее время? В каких направлениях оно развивается и может быть перспективно?

– Подписание соглашения о сотрудничестве от 25.05.2018 г. между АО «Желдорреммаш» в лице ООО «ЛокоТех» и правительством Республики Бурятии – важная веха в развитии двусторонних отношений. Документ говорит о ключевом значении завода для развития региона.

В рамках соглашения с правительством Республики Бурятии оказывалась помощь в увеличении бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях для подготовки кадров для УУЛВРЗ.

Наше взаимодействие имеет стратегический характер, потому что предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков в Республике Бурятии. В 2018 году уплачено свыше 500 млн руб. налогов.

Дороги через Бурятию

– Как программы по развитию Восточного полигона ОАО «РЖД» отражаются на экономическом развитии Республики Бурятии? Есть ли противоречия между республиканскими программами и ДПР ОАО «РЖД»?

– Отмечу, что задачу развития Байкало-Амурской магистрали до 2024 года поставил президент России Владимир Путин. Второй этап развития БАМа предусматривает 150%-ное увеличение объемов грузоперевозок. При этом власти республики в первую очередь отвечают за комплексное развитие территории.

И отвечая на данный вопрос, я хочу обратить внимание на разрабатываемую правительством РБ пятилетнюю программу развития поселков на БАМе, которую мы готовим совместно с ОАО «РЖД». Это именно социальное развитие без привязки к объему перево¬зок. Это и здравоохранение, и образование, и сфера культуры, и дорожное развитие. Это программа, которая направлена на создание качественных условий жизни на БАМе.
Я соглашусь со словами помощника президента РФ Игоря Левитина, которые он произнес на праздновании 45-летия БАМа в Тынде (Амурская область): главная задача в развитии БАМа – возвращение сюда специалистов.

– В последнее время наблюдается рост контейнерных перевозок между Азией и Европой. Один из транспортных коридоров проходит через территорию Бурятии. Дает ли этот рост толчок развитию транспортного комплекса республики?

– Байкальский регион – это мост между Европой и Азией, который дает дополнительные возможности для Республики Бурятии как пограничного региона. Объективно сильными сторонами республики являются высокий транзитный потенциал ее территории, близость к наиболее быстро развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также высокий экологический и природно-ресурсный потенциал.

Естественно, Бурятия пользуется возможностями собственной транспортно-логистической инфраструктуры для своего развития. Через нашу территорию проходят Транссиб, БАМ, федеральные автомобильные дороги Р-258 «Байкал» и А-340 Улан-Удэ – Кяхта (как часть международной автомагистрали Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин – Тяньцзинь). В Улан-Удэ расположен международный аэропорт Байкал, способный принимать и обслуживать все типы грузовых и пассажирских воздушных судов.

С осени 2017 года аэропорт Байкал наряду с такими аэропортами, как Сочи, Владивосток и Калининград, обладает статусом пятой свободы воздуха, который дает возможность судам иностранных авиакомпаний входить в воздушное пространство России с определенными привилегиями. Использование международного транспортного коридора для перевозки грузов через Бурятию по маршруту Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор – Пекин позволяет сократить сроки доставки до 23 дней.

– Расскажите об основных проектах развития автомобильной автодорожной сети в республике. Планируется ли расширение и модернизация автодорог в сторону Монголии?

– По территории Республики Бурятии проходят две федеральные автодороги, ведущие в Монголию. У автомобильной дороги федерального значения А-340 Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией (входит в состав международного транспортного коридора Россия – Монголия – Китай), общая протяженность которой составляет 216,3 км, в нормативном состоянии находится 85%. А-340 связывает между собой Иволгинский, Селенгинский, Кяхтинский районы республики и город Улан-Удэ, обеспечивая выход к международному автомобильному пункту пропуска на границе с Монголией. Дорога имеет стратегическое значение, так как является одной из главных транспортных артерий страны, способствующей развитию экономических связей Восточного региона.

Автомобильная дорога федерального значения А-333 Култук – Монды – граница с Монголией протяженностью 217,1 км проходит по Тункинскому району, примыкает к федеральной автодороге Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита, обеспечивает выход к двустороннему автомобильному пункту пропуска Монды – Ханх на границе с Монголией.

В нормативном состоянии находится 94% автодороги. В 2019 году на А-333 предусмотрен ввод в эксплуатацию 64,7 км по итогам работ по ремонту, в том числе 6 км после капитального. В ближайшие 3 года на этой автодороге планируется отремонтировать 61 км, в том числе 50,7 км капитально. В 2023-м вся трасса будет соответствовать нормативным требованиями и современным нагрузкам. Также на А-340 намечен ремонт 18,8 км в ближайшие 3 года, кроме того, разработана проектно-сметная документация на выполнение работ по реконструкции с 124-го по 157-й км. Управление федеральных автодорог «Южный Байкал» ведет работу по включению реализации этого объекта в федеральную адресную инвестиционную программу.

В настоящее время разрабатываются объекты проектирования по устройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороге А-333 Култук – Монды – граница с Монголией в селах Быстрая, Тибельти, Зактуй, Харбяты, Шимки, Мойготы, Монды и на автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией на примыкании к дороге, ведущей к селу Тохой. Строительно-монтажные работы планируется выполнять с 2020 по 2022 год.

Кроме того, разрабатывается проектная документация по капитальному ремонту участка дороги с 206-го по 218-й км на А-333 от поселка Монды до контрольно-пропускного пограничного пункта Монды – Ханх.

Беседовал Алексей Лебедев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions