+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.10.2019 11:09:02
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Республика Бурятия: в центре внимания – машиностроение и транзит

Сибирь и Дальний Восток сегодня являются местами интенсивного развития, которое регулируется общегосударственными программами и планами развития крупнейших российских компаний. Международные, общенациональные и частные крупнейшие инвестиционные проекты развиваются как при поддержке властей
российских регионов, так и в кооперации с бизнесом и федеральной властью.  О ситуации в промышленности и транспортной отрасли Республики Бурятии мы беседуем с ее главой Алексеем Цыденовым.
Республика Бурятия: в центре внимания –  машиностроение и транзит
Флагманы промышленного роста 

– Алексей Самбуевич, как Вы оцениваете уровень промышленного развития республики? Какие сферы промышленности имеют наибольшее значение для экономического и социального развития Бурятии?

– Промышленность является ведущей сферой экономики Республики Бурятии. Основные отрасли промышленности – это топливно-энергетический комплекс, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, цветная металлургия, производство строительных материалов, а также пищевая и легкая промышленность. Машиностроение и металлообработка представлены производством вертолетов и запасных частей к авиационной технике, электродвигателей переменного тока, приборов и средств автоматизации, мостовых металлоконструкций. На предприятиях заняты высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие высокое качество продукции, экспортируемой во многие страны мира.
Если конкретнее говорить о наших флагманах, то, во-первых, надо упомянуть АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (УУАЗ) – это один из крупнейших производителей вертолетной техники российского вертолетостроительного холдинга АО «Вертолеты России». Доля объема отгруженной продукции АО «УУАЗ» в общем объеме отгруженных товаров собственного производства предприятий обрабатывающих производств республики в 2017 году составила 41,6%.

Еще одно предприятие, которое достойно такого названия, – это Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (УУЛВРЗ) – филиал АО «Желдорреммаш» – одно из ведущих предприятий страны по ремонту подвижного состава для железнодорожного транспорта и производству запасных частей для железных дорог России, стран ближнего зарубежья, Монголии. Это единственное производство такого рода в азиатской части России.
Программа развития предприятия предполагает создание на базе завода трех концентрированных производств – центров технологических компетенций: по ремонту электрических машин, ремонту и производству колесных пар, производству стального и чугунного литья. Годовой объем производства локомотивов – порядка 1 тыс. ед.

Лесная и лесоперерабатывающая промышленность – еще один кит, на котором держится экономика рес¬публики. Здесь надо отметить ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» – крупнейшего производителя сульфатной небеленой целлюлозы в Сибири. Комбинат специализируется на производстве плоских слоев гофрированного картона, гофропродукции и лесохимической продукции. Ежегодно здесь выпускают 100 тыс. т тарного картона и 60 млн м гофропродукции. Комбинат снабжает своей продукцией предприятия России от Владивостока до Краснодара, а также продает ее в зарубежные страны: Китай, Монголию, Индию, Японию, Финляндию, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан.

Заметна в экономике Бурятии роль российско-японского ЗАО «Байкальская лесная компания», где долей капитала владеет компания «Мицуи» (Mitsui &
Co, Ltd). Сегодня компания – крупнейший производитель и экспортер высококачественной лесо¬продукции в КНР, Японию, Юго-Восточную Азию, Европу, Северную Африку и на Ближний Восток.

Республика Бурятия обладает значительным потенциалом для дальнейшего наращивания экспорта лесоматериалов. Ее лесные ресурсы уникальны как по своим запасам, так и по их разнообразию, почти 76% территории республики занято лесами. Общий запас древесины составляет 2 млрд куб. м. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет 10,6 млн куб. м.

На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе Бурятии функционирует более 700 предприятий, занимающихся заготовкой и обработкой древесины, производством изделий из дерева.

Для размещения промышленных предприятий в Республике Бурятии созданы зоны экономического благоприятствования, где инвесторам обеспечиваются льготы на аренду земли и льготное налогообложение в соответствии с действующим законо-дательством. В Улан-Удэ реализуются проекты по созданию промышленного парка для субъектов малого и среднего предпринимательства, частного индустриального парка для производителей строительных и отделочных материалов, технопарка высоких медицинских, информационных и энергоэффективных технологий. На данных площадках можно реализовать проекты в соответствующих отраслях промышленности.

– Как деятельность Улан-Удэнского авиационного завода влияет на экономическую ситуацию в республике?

– Улан-Удэнский авиационный завод в 2019 году отметил 80-летний юбилей. Он является частью холдинга «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех». Это единственное предприятие в России, способное производить как самолеты, так и вертолеты. За свою 80-летнюю историю завод изготовил более 8,5 тыс. летательных аппаратов. Продукция УУАЗ поставляется государственным и коммерческим заказчикам России и других государств, успешно эксплуатируется в более чем 40 странах Европы, Азии, Африки, Южной Америки, Австралии и Океании.

Сегодня на заводе продолжается усовершенствование вертолета Ми-8АМТ. Создана обновленная военная версия Ми-8АМТШ-В с новыми газотурбинными двигателями «ОДК-Климов»

ВК-2500-03. Выпускается вертолет для Арктики и Крайнего Севера Ми-8АМТШ-ВА. Также организовано производство легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. В планах – выпуск легкого многоцелевого транспортного самолета ТВС-2ДТС «Байкал» и перспективного легкого вертолета VRT500.
Самолет ТВС-2ДТС планируется выпускать для замещения самолетов типа Ан-2 в рамках государственной программы по развитию малой авиации. Также самолет «Байкал» ТВС-2ДТС и вертолет VRT500 станут основными направлениями респуб-ликанского проекта «Создание промышленного технопарка». Данный инвестиционный проект оценивается примерно в 2,2 млрд руб. Правительство Республики Бурятии обеспечит подготовку производственной площадки для организации производства самолета, а УУАЗ организует своевременные поставки самолета не менее 200 ед. в период 2021–2025 гг. для формирования парка местных воздушных линий. На сегодняшний день подписан контракт с Респуб¬ликой Саха (Якутия).

Технопарку, в том числе за счет внимания к регионам Дальнего Востока, может быть присвоен статус территории опережающего развития, который даст его резидентам право на налоговые льготы. Улан-Удэнский авиазавод рассчитывает в дальнейшем также участвовать в проектах на выделение субсидии на строительство инфраструктурных объектов, которая дается субъектам Дальневосточного федерального округа. Сегодня действуют льготы необложения по НДС, поскольку предприятие поставляет продукцию на экспорт и ведет НИОКР.

Инновационная площадка железнодорожного машиностроения

– В Улан-Удэ находится крупнейший в РФ локомотиворемонтный завод. Какова роль предприятий вагоно¬ремонтного и локомотиворемонтного комплекса в развитии региона?

– Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод с 1 июля 2009 года стал филиалом АО «Желдорреммаш». В ноябре 2012-го ОАО «РЖД» продало 75% минус 2 акции ООО «ТМХ-Сервис» (сервисное подразделение ЗАО «Трансмашхолдинг»). Управляющая компания предприятия – ООО «Локомотивные технологии» («ЛокоТех»). Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод занимает лидирующие позиции среди ремонтных площадок «ЛокоТеха». Осуществляет средний и капитальный ремонт, гарантийное обслуживание и модернизацию широкой линейки локомотивов с продлением срока службы, ремонт узлов и агрегатов, производство запасных частей, разработку новых технологий ремонта.

Основной деятельностью завода является проведение различных видов ремонта тягового подвижного состава, оборудования, узлов и агрегатов для него, а также производство запасных частей.

В рамках локомотиворемонтного производства на предприятии осуществляется ремонт электровозов переменного тока ВЛ85, ВЛ80 всех индексов и модификаций, 2ЭС5К, 3ЭС5К «Ермак», капитальный ремонт с продлением срока службы электровозов ВЛ80, электрических машин электровозов, ремонт и новое формирование колесных пар, изготовление запасных частей для электровозов. Также на заводе производится ремонт и новое формирование вагонных колесных пар (пассажирских и грузовых), изготовление запасных частей для ремонта пассажирских вагонов.

С 2017 года УУЛВРЗ существенно увеличены темпы работы по выпуску из ремонта локомотивов, что позволило перевыполнить производственную программу с выпуском из ремонта рекордного количества секций с нарастающим итогом к окончанию года. Так, в декабре 2017-го впервые в истории завода было отремонтировано 104 секции локомотивов, а за год – 871 секция. Рост по сравнению с 2016 годом составил более 24% (700 секций). По итогам 2018-го выпущено уже 934 секции. При этом в течение года производственные цеха планомерно улучшали показатели качества выпускаемой продукции. Также заводом освоены новые серии пассажирских электровозов – ЭП1П, ЭП1 и Э5К в объеме капитального и среднего ремонта. В 2019 году предприятие освоило ремонт очередной, двенадцатой по счету, серии локомотивов – пассажирского электровоза ЭП1М.

С 2017 года УУЛВРЗ стал пилотной площадкой для реализации проекта создания центров технологических компетенций по ремонту электрических машин, ремонту и производству колесных пар, производству стального и чугунного литья. Таким образом, завод является инновационной площадкой по развитию железнодорожного машиностроения в целом.

Улан-Удэнский ЛВРЗ – в числе наиболее крупных работодателей города, на заводе трудится около 6 тыс. человек. Предприятие предоставляет сотрудникам широкий спектр льгот по коллективному договору – ДМС, выплаты при уходе на пенсию, санаторно-курортное лечение, организует детский отдых.

– В 2018 году во время Петербургского экономического форума правительство Бурятии и ООО «ЛокоТех» заключили меморандум о сотрудничестве. Продолжается ли это сотрудничество в настоящее время? В каких направлениях оно развивается и может быть перспективно?

– Подписание соглашения о сотрудничестве от 25.05.2018 г. между АО «Желдорреммаш» в лице ООО «ЛокоТех» и правительством Республики Бурятии – важная веха в развитии двусторонних отношений. Документ говорит о ключевом значении завода для развития региона.

В рамках соглашения с правительством Республики Бурятии оказывалась помощь в увеличении бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях для подготовки кадров для УУЛВРЗ.

Наше взаимодействие имеет стратегический характер, потому что предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков в Республике Бурятии. В 2018 году уплачено свыше 500 млн руб. налогов.

Дороги через Бурятию

– Как программы по развитию Восточного полигона ОАО «РЖД» отражаются на экономическом развитии Республики Бурятии? Есть ли противоречия между республиканскими программами и ДПР ОАО «РЖД»?

– Отмечу, что задачу развития Байкало-Амурской магистрали до 2024 года поставил президент России Владимир Путин. Второй этап развития БАМа предусматривает 150%-ное увеличение объемов грузоперевозок. При этом власти республики в первую очередь отвечают за комплексное развитие территории.

И отвечая на данный вопрос, я хочу обратить внимание на разрабатываемую правительством РБ пятилетнюю программу развития поселков на БАМе, которую мы готовим совместно с ОАО «РЖД». Это именно социальное развитие без привязки к объему перево¬зок. Это и здравоохранение, и образование, и сфера культуры, и дорожное развитие. Это программа, которая направлена на создание качественных условий жизни на БАМе.
Я соглашусь со словами помощника президента РФ Игоря Левитина, которые он произнес на праздновании 45-летия БАМа в Тынде (Амурская область): главная задача в развитии БАМа – возвращение сюда специалистов.

– В последнее время наблюдается рост контейнерных перевозок между Азией и Европой. Один из транспортных коридоров проходит через территорию Бурятии. Дает ли этот рост толчок развитию транспортного комплекса республики?

– Байкальский регион – это мост между Европой и Азией, который дает дополнительные возможности для Республики Бурятии как пограничного региона. Объективно сильными сторонами республики являются высокий транзитный потенциал ее территории, близость к наиболее быстро развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также высокий экологический и природно-ресурсный потенциал.

Естественно, Бурятия пользуется возможностями собственной транспортно-логистической инфраструктуры для своего развития. Через нашу территорию проходят Транссиб, БАМ, федеральные автомобильные дороги Р-258 «Байкал» и А-340 Улан-Удэ – Кяхта (как часть международной автомагистрали Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин – Тяньцзинь). В Улан-Удэ расположен международный аэропорт Байкал, способный принимать и обслуживать все типы грузовых и пассажирских воздушных судов.

С осени 2017 года аэропорт Байкал наряду с такими аэропортами, как Сочи, Владивосток и Калининград, обладает статусом пятой свободы воздуха, который дает возможность судам иностранных авиакомпаний входить в воздушное пространство России с определенными привилегиями. Использование международного транспортного коридора для перевозки грузов через Бурятию по маршруту Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор – Пекин позволяет сократить сроки доставки до 23 дней.

– Расскажите об основных проектах развития автомобильной автодорожной сети в республике. Планируется ли расширение и модернизация автодорог в сторону Монголии?

– По территории Республики Бурятии проходят две федеральные автодороги, ведущие в Монголию. У автомобильной дороги федерального значения А-340 Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией (входит в состав международного транспортного коридора Россия – Монголия – Китай), общая протяженность которой составляет 216,3 км, в нормативном состоянии находится 85%. А-340 связывает между собой Иволгинский, Селенгинский, Кяхтинский районы республики и город Улан-Удэ, обеспечивая выход к международному автомобильному пункту пропуска на границе с Монголией. Дорога имеет стратегическое значение, так как является одной из главных транспортных артерий страны, способствующей развитию экономических связей Восточного региона.

Автомобильная дорога федерального значения А-333 Култук – Монды – граница с Монголией протяженностью 217,1 км проходит по Тункинскому району, примыкает к федеральной автодороге Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита, обеспечивает выход к двустороннему автомобильному пункту пропуска Монды – Ханх на границе с Монголией.

В нормативном состоянии находится 94% автодороги. В 2019 году на А-333 предусмотрен ввод в эксплуатацию 64,7 км по итогам работ по ремонту, в том числе 6 км после капитального. В ближайшие 3 года на этой автодороге планируется отремонтировать 61 км, в том числе 50,7 км капитально. В 2023-м вся трасса будет соответствовать нормативным требованиями и современным нагрузкам. Также на А-340 намечен ремонт 18,8 км в ближайшие 3 года, кроме того, разработана проектно-сметная документация на выполнение работ по реконструкции с 124-го по 157-й км. Управление федеральных автодорог «Южный Байкал» ведет работу по включению реализации этого объекта в федеральную адресную инвестиционную программу.

В настоящее время разрабатываются объекты проектирования по устройству стационарного электрического освещения на автомобильной дороге А-333 Култук – Монды – граница с Монголией в селах Быстрая, Тибельти, Зактуй, Харбяты, Шимки, Мойготы, Монды и на автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией на примыкании к дороге, ведущей к селу Тохой. Строительно-монтажные работы планируется выполнять с 2020 по 2022 год.

Кроме того, разрабатывается проектная документация по капитальному ремонту участка дороги с 206-го по 218-й км на А-333 от поселка Монды до контрольно-пропускного пограничного пункта Монды – Ханх.

Беседовал Алексей Лебедев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions