+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.06.2021 16:12:17
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Компаниям придется вкладывать силы в зеленый имидж

Климатические изменения и связанная с ними трансформация экономики уже стали триггером перестройки всего транспортного рынка. Какие решения принимают российские железнодорожники, чтобы «зазеленеть»? Об этом мы поговорили с экспертами РУТ (МИИТ) – заведующим кафедрой «Химия и инженерная экология», профессором, д. т. н. Владимиром Поповым и доцентом той же кафедры, к. т. н. Филиппом Суховым.
Компаниям придется вкладывать силы в зеленый имидж
– Владимир Георгиевич, каких успехов удалось добиться российским железнодорожникам в плане разработки и внедрения энергоэффективных, «чистых» поездов?

 – Российская железнодорожная отрасль сегодня развивается в общемировом тренде. Общепланетарные экологические задачи, связанные с декарбонизацией, ресурсосбережением и использованием альтернативных источников энергии, являются актуальными и для железнодорожников нашей страны.

Российские железные дороги успешно реализуют программы по снижению выбросов и сбросов в окружающую среду. В компании действует политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, в рамках ее реализации выполняются как технологические, так и организационные проекты.

Современный подвижной состав отвечает актуальным отечественным и зарубежным нормативным требованиям в области экологии и энергоэффективности. Вагоностроительные холдинги разрабатывают и запускают в производство вагоны и локомотивы с использованием инновационных материалов и инженерных и дизайнерских решений.

Не отстают от производственников и научные кадры. Конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры активно предлагают и реализуют решения направленные на экологизацию и обеспечение безопасности подвижного состава.

Несомненно, что, учитывая масштабы отрасли, есть как передовые зеленые уголки, так и не до конца экологичные решения, но обеспечение требований охраны окружающей среды – это процесс, который сегодня активно реализуется на железнодорожном транспорте.

 – Как будут развиваться зеленые технологии в железнодорожной отрасли во время экономического спада?

 – Общеэкономические проблемы, несомненно, коснутся и области обеспечения экологичности перевозочного процесса. Как уже говорилось выше, обеспечение требований охраны окружающей среды – это процесс, поэтому говорить о прекращении такого вида деятельности не стоит. По нашему мнению, буду актуальны вопросы энергоэффективности и ресурсосбережения, так как они могу напрямую влиять на экономические показатели компаний. Вероятно, на время спада будут сокращены или заморожены ряд имиджевых, социальных программ, но это сложное, временное решение, к формированию зеленого имиджа компаний все равно придется возвращаться, так как общество сегодня имеет большой запрос на экологию.

В целом экономическая эффективность железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта давно доказана, поэтому мы ожидаем продолжения поступательного развития в области обеспечения экологической безопасности на транспорте.

 – Филипп Игоревич, а какие из зеленых технологий, на Ваш взгляд, имеют наибольшие перспективы по внедрению и эксплуатации на железной дороге?

 – Учитывая современную зеленую повестку, как внутригосударственную, так и общемировую, можно выделить следующие технологические направления:

 – энергетическая эффективность. Сюда входят как вопросы с оптимизацией современных энергетических технологий (использование экологически чистого топлива, оптимальные режимы работы предприятий, инженерные решения и т. д.), так и вопросы, связанные с использованием новых и альтернативных видов энергетических ресурсов;

– декарбонизация перевозок. В процессе железнодорожных перевозок задействовано множество сопутствующих технологических цепочек (генерация энергии, сервисные функции, обслуживание подвижного состава и т. д.) во всех этих производственных цепочках есть потенциал для снижения образования парниковых газов;

– экологический менеджмент. Для обеспечения законодательных требований, а также для внедрения современных зеленых технологий крайне важно, чтобы вся работа компаний была связана с целями, декларируемыми в экологической политике компании или отрасли. Внедрение и поддержание функционирования системы экологического менеджмента позволит компании своевременно и адекватно отвечать на зеленые вызовы времени;

– обеспечение экологической, промышленной и химической безопасности. Перевозочный процесс является основным продуктом для железнодорожной отрасли, но при этом обеспечение всех видов безопасности будет актуальным для всех видов транспорта;

– цифровизация экологии. В современных условиях цифровые технологии становятся главенствующими во всех сферах жизни. Внедрение цифры в зеленую повестку позволит, с одной стороны, существенно ускорить процессы, направленные на обеспечение экологической безопасности, а с другой – повысить экономическую эффективность зеленых решений;

– введение профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности (на транспорте)». Сегодня действует ряд профессиональных стандартов в области обеспечения экологической безопасности, но в транспортной сфере есть свои особенности, которые требуют своих «транспортных» компетенций, поэтому введение такого профстандарта необходимо. Важно помнить, что любые технологии внедряют люди, поэтому подготовка кадров для зеленого транспорта является важной задачей отрасли.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions