+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.08.2021 14:55:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ПАУК на страже: эксперты подвели итоги первых 2 лет работы на полигоне РЖД

Первые подсистемы акустического ультразвукового контроля (ПАУК) на железной дороге появились два года назад. И как утверждают специалисты НИАЦ АО «ВНИИЖТ» за эти два года система показала себя хорошо, а вот Управление вагонного хозяйства ОАО «РЖД» - не очень. Оказывается, РЖД пока не готова обмениваться информацией.

Паук в засаде

С 2018 по 2020 годы на всей сети ОАО «РЖД» было введено в эксплуатацию 80 систем ПАУК. ПАУКи установлены перед крупными сортировочными станциями и позволяют выявлять дефекты поверхности катания колёсных пар типа ползун, выщербина, навар, неравномерный прокат с вероятностью 99%.

Причем ПАУК автоматически обеспечивает сбор, обработку и хранение информации, а также дает возможность доступа к данным как на линейном уровне, так и непосредственно в Центральном аппарате ЦДИ, разъясняет начальник отдела комплексных инновационных проектов НИАЦ АО «ВНИИЖТ» Вероника Федорова:

«За эти два года накоплен значительный опыт по сбору и анализу данных, получаемых от систем, но были выявлены и проблемы. ПАУК, на некоторых участках, где движение вагонов по приходу на ПТО осуществляется как в груженом, так и порожнем состоянии, может периодически «ошибаться», поэтому совместно со Службами вагонного хозяйства Октябрьской ж.д. И Южно-Уральской ж.д., были выполнены работы по сбору дополнительной информации о состоянии колес для разных типов вагонов и в разной степени загружённости и дефектов колес. Нами было определено, что дефект одного и того же размера находясь на колесе груженого вагона и порожнего оказывают разное воздействие на путь, что естественным образом объясняется простой физикой процесса. И это вызывает ошибки при работе алгоритма Паука», - говорит она.

При этом эксперт подчеркивает, проблемы не было бы, если бы ЦВ организовали обмен данными о степени загрузки вагона – прошел он по участку в груженном состоянии, или в порожнем, однако такая информация в систему не поступает - коммерческая тайна.

«Обратную связь от ЦВ либо очень тяжело получить, либо вообще невозможно. Специалисты ЦВ, если и объясняют что-то, то говорят следующее: вагоны - это собственность операторов, и поэтому передача информации об их загрузки и номере вагона может нарушать коммерческую тайну – и в этом они в какой-то степени правы. Но сами операторы готовы нам передавать эту информация и у нас есть запросы от них. Данная информация будет способствовать согласованности оснащения ТОР необходимым количеством колесных пар подвижного состава, позволит в уже очень ближайшем будущем на основе данных о состоянии колесных пар (и не только) выстраивать цифровую модель грузового вагона и прогнозировать процесс эксплуатации уже имеющегося парка вагонов, поэтому в этом есть прямая заинтересованность собственников вагонов, и нас, как работников научно-исследовательского института», - продолжает Вероника Федорова.

Паук против отцепок

Статистика достоверности показаний ПАУКА по разным участкам железной дорогам отличается. И зависит она от качества осмотра вагона сотрудниками вагонных депо. По данным Октябрьской железной дороги 99% сигналов подтверждается, а выявляют на дороге в среднем 78% дефектов, но тут встает вопрос о качестве осмотра колес. Причем пока решение по отцепке принимает не система, а осмотрщик.

«Для корректной работы систем ПАУК и соблюдения заявленных технических требований по подтверждаемости и выявлемости необходимо системы обслуживать, периодичность обслуживания 2 раза в год в весенне-осенний период, что связано с изменением балластной призмы. В настоящее время мы ждем от ЦВ решения по данному вопросу. «Если как известно в машине масло не менять, то двигатель через определенный промежуток времени умрет!»» - говорит Вероника Федорова.

«Руководствуясь своим опытом могу сказать, количество отцепок по дефекту на поверхности катания увеличилось. Мы все знаем, что у задейстованных служб эксплуатации и ремонта вагонов есть планы по отцепкам, ремонту и выпуску из ТОР, и поэтому все участники этого процесса, к сожалению, придерживаются своих планов», - продолжает В. Федорова.

При этом число отцепок могло бы значительно уменьшить открытость участников перевозочного процесса, настаивает В. Федорова: «Отчёт о техническом состоянии узлов и деталей вагонов (буксового узла, колёсной пары, тормозной системы и литых деталей тележки) в целом может собирать только ПКБ ЦВ, Оператор этой информацией напрямую не владеет.

С учетом имеющейся проблемы отсутствия информации о степени загрузки вагона НИАЦ АО «ВНИИЖТ» разработали метод по определению степени загруженности вагона и приходящих сигналов от разной степени износа/дефектов колес, основанный на методе тензометрии.

«Было принято решение доработать систему и оснастить ПАУК тензометрическими датчиками, в дополнении к уже использующимися. Они крепятся к подошве рельса и позволяют определять степень загруженности и силу удара колеса на рельс», - заключает эксперт.

Важно отметить, специалистами НИАЦ АО «ВНИИЖТ» разработан комплексный диагностический центр (КДЦ), для контроля работоспособности систем ПАУК в реальном масштабе времени с сообщением об изменении их статуса ответственным специалистам. КДЦ позволяет кроме контроля состояния самой системы ПАУК, выдавать также данные о дефектах колес, которые прошли через систему, как я уже говорила, отсутствие номера вагона сейчас затрудняет проводить мониторинг о том, как и в каком состоянии вагон проходил по тому или иному участку дороги. Мы готовы проводить совещания, встречи с ЦВ, с операторским составом для прозрачности результатов о состоянии колес и конечно для нас это также возможность для новых научно-технических открытий уже в сфере цифровизации и построения цифровых моделей», - продолжает она

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions