+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2021 15:55:59
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Падение погрузки строительных грузов и цемента не сигнализирует о формировании негативного тренда

За январь – февраль 2021 года погрузка строительных грузов на сети железных дорог ОАО «РЖД» составила 16,4 млн т, что на 8% меньше, чем в январе – феврале 2020-го. В январе железные дороги перевезли 8,07 млн т стройгрузов (-3,8% к аналогичному периоду прошлого года), а в феврале – 8,3 млн т (-11,8%).
При этом железные дороги показали разнонаправленную динамику погрузки. Так, к примеру, на полигоне Свердловской железной дороги стройгрузов везли больше на 4,8% к февралю 2020 года (3,5 млн т), Северо-Кавказской железной дороги – больше на 15,4% (2,1 млн т). Существенно потеряла в грузах Октябрьская железная дорога: минус 7,9% к февралю прошлого года (3,1 млн т). Также сильное падение в процентном соотношении показывали и другие дороги, в структуре перевозок которых стройгрузы занимают небольшую долю: -18% (159,3 тыс. т) на полигоне Забайкальской железной дороги, -51,9% (103,6 тыс. т) на полигоне Красноярской железной дороги и т. д.

Погрузка цемента за два первых месяца 2021 года сократилась на 5,8% и составила 2,5 млн т: 1,2 млн т в январе (-0,2%) и 1,3 млн т в феврале (-10,3%). При этом по ряду дорог была зафиксирована позитивная динамика: на СКЖД погрузка цемента выросла на 35,3%, до 386,2 тыс. т, на СвЖД – в 1,2 раза, до 400 тыс. т, на Дальневосточной железной дороге – на 12% (86,8 тыс. т).

Погрузка строительных грузов и цемента тесно связана с реализацией крупных национальных проектов («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда» и другие), а также объемами жилищного строительства.

Важно отметить, что зимние месяцы – период затишья в строительной отрасли. На нее также продолжают давить ограничительные карантинные меры. Кроме того, по словам участников рынка, все строители столкнулись с двумя проблемами: подорожанием к концу 2020-го пиломатериалов на уровне от 15 до 30% и нехваткой строительных бригад на протяжении всего года.

Преодолеть определенную стагнацию не получилось даже на фоне серьезного роста объемов нового строительства – за февраль они поднялись на 55% в сравнении с аналогичным месяцем 2020 года, сообщил управляющий директор ДОМ.РФ Алексей Ниденс. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров объясняет это тем, что между погрузкой стройматериалов и цемента в феврале и вводом нового жилья в том же месяце слабая зависимость: «Ввод жилья по бумаге и строительство в реальности – две разные вещи».

Между тем эти проекты смогут поддержать погрузку в будущем. Тем более что власти рассматривают возможность сохранить льготную ипотеку на новостройки по ставке 6,5% в 24 российских регионах, где спрос на жилье полностью не восстановился. С таким заявлением выступила глава Банка России Эльвира Набиуллина. При этом, по словам А. Ниденса, тенденция увеличения проектов жилищного строительства в последние 7 месяцев связана в том числе с этой программой.

В целом падение погрузки эксперты связывают с сезонностью строительного бизнеса. По их словам, обозначенное отклонение укладывается в рамки нормы. «Вероятно, повлияли сезонность и значительно более холодная зима в этом году. Есть еще запасы цемента в строительных компаниях, вероятно, они были завышены, и стройки использовали старые запасы, а не наращивали новые. Пока преждевременно делать какие-то глобальные выводы на основании динамики за один месяц», – утверждает И. Макаров. Его мнение вторит ранее высказанным мыслям промышленного эксперта Леонида Хазанова, отметившего, что падение обусловлено замедлением темпов строительства: «Январь и февраль обычно являются для него мертвым сезоном».

По данным Единой информационной системы жилищного строительства, сегодня в России в стройке находится более 91,8 млн кв. м жилья или более 8,3 тыс. домов. Большая часть строительства приходится на Москву (более 15,7 млн кв. м), Санкт-Петербург (более 9,6 млн кв. м) и Московскую область (более 9,2 млн кв. м). Однако зимой многие работы заморожены. Это же относится и к крупным федеральным стройкам, особенно в транспортном секторе.

Однако как строители, так и железнодорожники уже закладывают задел на будущее. К примеру, ПГК планирует развивать сервис по самовывозу цемента для привлечения средних и малых предприятий, которые часто обслуживаются у производителей цемента по остаточному принципу, поскольку их объем закупок меньше, чем у крупных компаний.

По мнению аналитиков АКРА, продолжения тенденции на сокращение погрузки стройгрузов и цемента в марте ждать не стоит. А учитывая продолжающееся падение ставок на полувагоны и большие планы крупных строительных проектов, в числе которых М-12 Москва – Казань, ВСМ Москва – Санкт-Петербург и развитие Восточного полигона, все еще можно ожидать и роста погрузки стройматериалов и цемента, как предсказывали эксперты и представители ОАО «РЖД» в конце 2020 года.

Напомним, по итогам 12 месяцев 2020 года погрузка строительных грузов на сети ОАО «РЖД» составила 131,6 млн т, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Погрузка цемента за аналогичный период сократилась на 4,5% и составила 25,1 млн т.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions