+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.02.2024 12:29:40
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Оборот вагона в 2023 году: о чём он нам может рассказать?

Среди качественных показателей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта важнейшими является группа показателей использования подвижного состава, которые характеризуют использование подвижного состава во времени (оборот вагона рабочего парка и его элементы, различные виды скоростей и др.).
Оборот вагона в 2023 году: о чём он нам может рассказать?
В настоящем посте рассмотрим оборот вагона и то, что с ним происходило за последние два года.
Как известно, оборот вагона представляет собой время, затрачиваемое вагоном на выполнение одного цикла работы, включающего все операции, связанные с перевозочным процессом, которое обычно учитывают от начала одной погрузки до начала следующей погрузки (хотя можно считать и от выгрузки до выгрузки).
Внутригодовые колебания величины оборота вагона приведены на рис.1.

Из графика видно, что обычно оборот увеличивается (ухудшается) в апреле – мае – июне, а затем вновь улучшается. Последние два года стали исключением – в 2022-м и 2023-м в период с сентября по декабрь традиционного улучшения показателя не происходило. Напомним читателям, что применительно к показателю оборот вагона увеличение показателя означает его ухудшение. Поэтому оборот вагона иногда относят к так называемым обратным показателям.
Кроме того, из графика заметно, что в последние два года этот показатель оказался наихудшим за последние восемь лет. Если посмотреть на эти данные в более далёкой ретроспективе (об этом чуть ниже), то мы увидим, что это худшее значение показателя за всё время, с момента введения в 2010 году новой методики учёта вагонов рабочего парка.

Оборот грузового вагона рабочего парка (далее – просто оборот вагона) по итогам 2023 года составил 18,8 суток (450,1 часа), что на 3,9 % (или на 17,0 часа) больше, чем показатель аналогичного периода предыдущего года (18,0 сут., или 433,1 ч).

Разложение оборота вагона по элементам (см. рис. 2 и 3) позволяет заметить, что в 2023 году из общего ухудшения величины оборота вагона наибольшее (9,5 ч из 17,0 ч, или 56% всей величины ухудшения) приходится на показатель нахождения под грузовыми операциями. В процентах его рост составил + 4,9% (со 195,3 ч в 2022-м до 204,8 ч в 2023 году). Доля этого элемента в структуре оборота вагона выросла с 45,1 до 45,5%, т. е. на +0,4 п. п.

Вторым элементом с точки зрения вклада в общее увеличение (ухудшение) оборота вагона в 2023 году стало нахождение на технических станциях. Этот показатель вырос со 150,1 ч в 2022 году до 157,4 ч в 2023-м, или на 7,3 ч (+4,9%). Доля этого элемента в структуре оборота вагона выросла с 34,7 до 35,0%, то есть на +0,3 п. п.

Любопытно отметить, что доля элемента нахождения в движении снизилась с 17,5 до 16,8% (то есть снижение на 0,7 п. п.). Это означает, что в целом в структуре оборота вагона выросла доля различных простоев (доля простоев подросла с 82,5 до 83,2%), или, иначе говоря, вагон чуть больше стоит и чуть меньше едет.

При этом, рассматривая структуру оборота вагона по элементам в процентах (рис.2), можно обратить внимание на то, что в 2022 и 2023 гг. время простоя под грузовыми операциями (точнее – доля этого времени в общем времени оборота вагона по всем элементам) меньше, чем в 2021-м (45,1 и 45,5% против 48,0% соответственно). А время простоя на технических станциях – наоборот – в 2022 и 2023 гг. выросло по сравнению с 2021-м (34,7 и 35,0% против 31,4%). Таким образом, на горизонте трёх последних лет те элементы оборота вагона, которые зависят от работы грузоотправителей, улучшились, а те элементы, которые зависят от работы ОАО «РЖД» и, в частности, от управления работой станций, – ухудшились.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions