+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.02.2021 14:31:01
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Медленное восстановление российской экономики в 2021 году не позволит объемам погрузки РЖД перейти к росту

Однако, по мнению НКР (общество с ограниченной ответственностью «Национальные кредитные рейтинги»), в текущем году падение замедлится до 1% с 2,7% в 2020 году.
По мнению НКР, снижение погрузки на сети РЖД в 2021 году будет определяться сразу двумя факторами. Во-первых, объемы потребления многих видов перевозимого сырья не восстановятся до докризисных уровней. Во-вторых, РЖД теперь стремятся не столько увеличить абсолютные показатели погрузки, сколько обеспечить соблюдение сроков доставки и вывоз всего объема грузов. Одновременно компания изучает возможность уменьшить долю энергоресурсов (угля и углеводородов), на которые сейчас приходится более 50% грузов, с целью минимизировать риски привлечения финансирования с привязкой к показателям устойчивого развития (ESG), но это, скорее, среднесрочный тренд, который повлияет на структуру погрузки РЖД в будущем.

Динамика погрузки внутри разных групп товаров в текущем году будет разнонаправленной, что обусловлено спецификой каждой отрасли. Так, по нашим оценкам, объемы каменного угля – основного перевозимого РЖД товара с долей в грузообороте порядка 28% – упадут еще на 10%. Помимо желания РЖД смягчить риски ESG-финансирования, работают и существенные внешние факторы: дальнейшее снижение экспортного спроса на западном направлении при сохранении инфраструктурных ограничений Восточного полигона (БАМа и Транссиба), интенсивное развитие низкоуглеродных технологий, потеря ценового преимущества угля перед природным газом. Поддержку экспорту угля в восточном направлении в краткосрочной перспективе оказывает угольная торговая война Китая с Австралией.

Вместе с тем мы прогнозируем увеличение объемов перевозки строительных грузов на 1%. Резкое замедление по сравнению с прошлым годом, когда показатель прибавил 6,1%, связано с вероятным охлаждением жилищного строительства, в случае если программа льготного ипотечного кредитования не будет продлена. В то же время в случае роста инфраструктурного строительства, требующего значительных объемов щебня и песка, перевозка стройматериалов тоже может сохранить рост.

Объемы перевозки железной руды в текущем году останутся на том же уровне. Сохранение показателей прошлого года, по мнению НКР, возможно на фоне слишком высоких для потребителей цен, стабилизации спроса и предложения железной руды по итогам всего 2021 года, возможных перебоев в поставках из Австралии и Бразилии.

После существенного падения погрузки черных металлов в 2020 году мы ожидаем ее увеличения на 5% в 2021-м. Этому будут способствовать оживление деловой активности и постепенное восстановление в отраслях, потребляющих сталь, а также опережающий рост потребления стали в Китае в связи с проводимыми программами стимулирования строительства и инфраструктуры.

На 5% может вырасти погрузка химических и минеральных удобрений благодаря высокому спросу на них на внутреннем рынке, повышательной динамике экспортных цен и дефициту предложения из-за слабости мирового производства. Сдержать рост в этом сегменте могут ограничения экспорта зерна.

Спрос на нефть и нефтепродукты начинает медленно восстанавливаться. Однако мы прогнозируем, что в 2021 году данное направление погрузки РЖД потеряет 3% по сравнению с 2020-м из-за необходимости ограничивать добычу нефти, чтобы поддержать цены на рынке, усиления конкуренции с другими видами транспорта, в частности с трубопроводным, более медленного восстановления транспортного сектора.

С учетом высокой доходности перевозки черных металлов и удобрений для РЖД положительная динамика их погрузки в 2021 году с большой вероятностью приведет к увеличению доходности грузоперевозок компании в целом. Дополнительную поддержку грузовым железнодорожным перевозкам в России окажет решение правительства не индексировать тарифы на них в текущем году. Поручение правительства внедрять для перевозки угля принцип «бери или плати» с конца 2021 года, скорее всего, не повлияет на результаты деятельности РЖД в этом году.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions