По хронологии событий первым контрактом на маршруте Белград – Будапешт, который официально входит в китайский проект «Один пояс – один путь», стало подписание в июле 2016 году соглашения с «РЖД Интернешнл» на реконструкцию участка Стара Пазова – Новий Сад протяженностью 40,4 км. Стоимость контракта – $338 млн. Работы начались в феврале 2017-го, а в марте 2018-го «РЖД Интернешнл» приступила к реконструкции самого железнодорожного полотна под скорость до 200 км/ч. До 2021-го будет построен железнодорожный виадук длиной 3 км и двухпутный железнодорожный тоннель Чортановци. В ноябре 2017-го Сербия подписала с теми же китайскими компаниями контракт на реконструкцию участка Белград – Стара Пазова. Таким образом, весь маршрут, который ведет от греческого порта Пирей в ЕС по сербской территории, сформирован.
Протяженность участка Белград – Будапешт 350 км. Бюджет – $2,9 млрд. При этом $1,8 млрд стоит венгерская часть пути. Ее на 85% финансирует Экспортно-импортный банк Китая в виде кредита на 20 лет под 2,5% годовых.
При этом, как ранее говорил СМИ генеральный директор «РЖД Интернешнл» Сергей Павлов, управлять перевозкам по сербским железным дорогам будет ОАО «РЖД». С Сербией подписано соглашение о разработке проекта на строительство единого диспетчерского центра по управлению движением поездов (ДЦУП). Строительство ДЦУП в Белграде позволит перейти от управления движением «по факту» к превентивному управлению, дающему возможность прогнозировать ситуацию на железной дороге, учитывая все факторы риска. При этом все технологии управления и связи будут адаптированы под европейские стандарты, поскольку речь идет о международном транспортном коридоре.
«Китай уже несколько лет работает над формированием транспортной инфраструктуры, по которой можно будет быстро и безопасно доставлять свои товары в центр Европы. Он уже много средств вложил в реконструкцию греческого порта Пирей под свои потребности, – заявил РЖД-Партнеру заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. – Маршрут Пирей – Будапешт входит в китайский проект «Один пояс – один путь», поэтому китайцы работают здесь упорно и целенаправленно, несмотря на то, что Европейская комиссия пытается запретить Венгрии как члену ЕС строительство такого международного коридора на своей территории. Но не одна Венгрия хочет привлечь китайские инвестиции, в этом явно заинтересована еще соседняя Австрия».
А. Островский указывает, что российские компании в данном случае эффективно взаимодействуют с китайскими и заинтересованы в таком сотрудничестве. К примеру, та же «РЖД Интернешнл» сейчас работает над тем, чтобы стать подрядчиком в ряде проектов в Греции в рамках расширения пропускной возможности железнодорожного коридора из Пирея на Будапешт.