В нашей публикации со ссылкой на «Ъ» сообщалось, что в ОАО «РЖД» предложили суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, проведя индексацию на 3,6% с 1 ноября 2024 года, и доиндексировать с 1 января 2025 года еще на 13%, или провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января.
В первом случае это обеспечит финансирование инвестпрограммы на 2025 год в сумме 1,1 трлн руб. – минимальном, на взгляд ОАО «РЖД», необходимом объеме, а во втором – в полном объеме 1,8 трлн руб.
Кроме того, компания предложила перейти на новый принцип индексации тарифов, а также повысить тарифы на перевозку контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов.
Данная информация
вызвала острую реакцию со стороны потребителей железнодорожных услуг.
Итоги предыдущих лет: тариф РЖД всегда в плюсе
Тариф перевозчика в 2021–2024 гг. рос опережающими инфляцию темпами при любых условиях на рынке.
В 2010–2021 гг. тарифы РЖД индексировались раз в год – с 1 января. В 2022 и 2023 гг. было по два повышения – суммарно соответственно на 18,6 и 21,9%. Общий прирост за указанные два года
составил рекордную величину: +44,6%.
При этом перевозчик отменил в 2022 году понижающие коэффициенты на уголь. Два решения на эту тему означали рост тарифов на 11 и 25–27%. Сначала это решение было принято как временное, но затем продлевалось – и так до конца 2024 года.
Если взять, например, средневзвешенное значение базовой ставки аренды полувагона операторов, то ее прирост окажется ниже прироста тарифа перевозчика, который всегда в плюсе. И прибавка идет по расписанию – вне зависимости от ситуации на рынке.
Зачем менять правила игры?
Представители бизнес-сообщества расценили представленные варианты индексации тарифа как нарушение достигнутых ранее договоренностей.
«Есть определенный порядок регулирования тарифа – на основе принципа «инфляция минус». В тариф ранее включили временные надбавки, которые в итоге остались постоянными. В итоге фактически превратили формулу в «инфляция плюс». Теперь предлагается, по сути, формула «инфляция суперплюс». Следует учесть, что это в итоге будет переложено на плечи грузоотправителей. Государство вроде бы декларировало намерение бороться с инфляцией. А предлагаемые варианты только раскрутят маховик инфляции», – поделился мыслями представитель крупного холдинга в сегменте обрабатывающей промышленности.
«Не очень понятно, надо ли сейчас нарушать сложившийся порядок индексации? Странно, что регулятор молчит. Хотелось бы услышать его точку зрения», – высказал свое мнение представитель ТПП РФ.
К вопросу о маржинальности
«Должен соблюдаться определенный баланс доходности между ОАО «РЖД» и якорными грузоотправителями. Все они – участники финансового рынка и должны иметь стабильную маржинальность. Напомним, что 10 июля 2024 года рейтинговое агентство «АКРА» подтвердило кредитный рейтинг по Национальной российской рейтинговой шкале эмитента «РЖД» на уровне «AAA(RU)». Прогноз по рейтингу «стабильный». Ценные бумаги оцениваются как надежный финансовый актив», – рассказал финансовый аналитик крупного банка.
В связи с этим было обращено внимание на то, что согласно сообщению эмитента ставка 15-го купона по облигациям РЖД серии 001P-26R была установлена на уровне 19,55% годовых (в расчете на одну бумагу – 16,6 руб.). Это отчасти объясняет, почему в холдинге ориентируются на уровень индексации, превышающий указанный уровень.
Остается добавить, что в I полугодии ОАО «РЖД» получило, согласно финансовому отчету холдинга, доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре свыше 1,19 трлн руб., что на 6,8% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Суммарные доходы составили 1,6 трлн руб (+8,5%). При этом операционные расходы холдинга увеличились до 1,34 трлн (+9,7%). Соответственно, операционная прибыль составила 254,9 млрд руб., что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как видим, расходы холдинга выросли в меньшем размере, чем оказался уровень индексации тарифа, который был произведен в прошлом году, что, собственно, и обеспечило устойчивый прирост прибыли ж/д перевозчика.
Таким образом, приемлемым и сбалансированным выглядит уровень индексации на 2024 год на уровне 5–10%. Так, во всяком случае, считают финансовые аналитики и некоторые из опрошенных грузовладельцев.
Тема для спекуляций?
На данный момент нет разъяснений от Минтранса РФ и ФАС. В связи с этим ряд отраслевых экспертов предпочли также воздержаться от комментариев. «ФАС должна вынести решение – потом можно будет анализировать последствия для экономики РФ», – ответил один из участников рынка.
«Пока это похоже на спекуляции: по принципу – требуй невозможного, получишь максимум», – сообщил другой респондент.
Таким образом, можно предположить, что информация, просочившаяся в СМИ, похожа на выкатывание фола. Цель вброса – проверить реакцию рынка на уровень предстоящей индексации тарифа перевозчика.
РЖД-Партнер послал запросы в Минтранс РФ и ФАС. Об ответах сообщим, как только они будут получены.
Автор: Александр Солнцев, Анна Маничева
Фото: Пресс-центр РЖД
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.