+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.04.2022 08:59:45
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Обуза для РЖД? Чем закончилась история GEFCO в России

Компания GEFCO заявила о намерении выкупить 75% своих акций у ОАО «РЖД». Причина – санкции, введенные против РФ. Сделка одобрена наблюдательным советом компаний, но еще окончательно не завершена, поскольку у самой компании для этого недостаточно средств.
Ожидается, что конечным приобретателем всей компании станет оператор контейнерной линии CMA CGM. По данным французской газеты Les Echos, покупатель заплатит за GEFCO около €450–500 млн. Во столько оценен пакет ОАО «РЖД» вместе с 25% акций, принадлежащих компании Stellantis N. V., штаб-квартира которой расположена в Амстердаме.

Как утверждает газета, ОАО «РЖД» пыталось выйти из капитала GEFCO с 2021 года. Однако процесс попал под мониторинг правительства Франции. По словам министра промышленности Франции Аньес Панье-Рунахер, было выдвинуто требование, чтобы новые владельцы предоставили план дальнейшего развития для защиты бизнеса GEFCO по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Дорогой бренд

Напомним, что GEFCO по своей сути является логистическим оператором национального автопроизводителя Peugeot, бренд которого после объединения с Fiat-Chrysler трансформировался в Stellantis. В штате GEFCO – 11,5 тыс. сотрудников в 47 странах мира.

Первый шаг в реализации сделки уже сделан: Stellantis объявила о продаже своей доле в капитале GEFCO S. A. группе CMA CGM. Однако дальнейшая процедура может затянуться, поскольку Еврокомиссия хотя и разрешила в виде исключения CMA CGM немедленно приобрести часть капитала GEFCO, тем не менее для завершения сделки потребуется ждать окончательного одобрения. Решение по этому поводу Еврокомиссия обещала принять в ближайшие месяцы.

Генеральный директор CMA CGM Родольф Сааде приветствовал это приобретение, однако не стал уточнять детали приобретения актива у ОАО «РЖД» и умолчал о стоимости покупки. Поэтому озвученная сумма – это оценка экспертов. Причем они не забыли уточнить, что в конце 2012 года ОАО «РЖД» выложило за свою долю в GEFCO €800 млн, а по состоянию на июнь 2021 года стоимость GEFCO превысила €1,5 млрд. Ее выручка в 2021 году от перевозки новых автомобилей оценивалась в €4,2 млрд.
В дальнейшем стоимость GEFCO может увеличиться, поскольку новый владелец планирует интегрировать французскую компанию в швейцарскую логистическую группу CEVA. Последняя, в свою очередь, специализируется на перевозках автомобилей. Таким образом, после интеграции на рынке появится компания CEVA Logistics, которая продолжит свой рост во всем мире и укрепит свое присутствие на некоторых ключевых рынках, особенно во Франции и Европе, подчеркнул представитель CMA CGM.

Покупатель доволен

Стоит добавить, что ОАО «РЖД» пыталось продать GEFCO еще раньше – в 2017 году. Правда, тогда была выдвинута идея продажи акций частями – через IPO. Однако от подобной идеи пришлось отказаться, поскольку подобный вариант не мог быть одобрен в ЕС. В итоге в 2021 году правительство РФ отредактировало планы. В новом постановлении убрали формулировки и про IPO, и лимит продажи.

Сейчас стало известно, что уже тогда проявляли интерес CMA CGM, CAT, а также фонды Anchorage и DK. Но после введения британских санкций против ОАО «РЖД» в марте 2022 года GEFCO в силу сложившихся обстоятельств сама стала искать покупателя на российский пакет. И в этом ее поддержало правительство Франции , поскольку формально санкции не затрагивали деятельность французской компании, сообщила Les Echos.

Вместе с тем в 2022 году условия сделки изменились. У GEFCO возникли сложности с банковскими структурами, страховыми компаниями и поставщиками, клиенты стали отказываться от продления контрактов. Кроме того, IATA отозвала у нее лицензии, фактически лишив возможности осуществлять перевозки грузов воздушным транспортом.
ОАО «РЖД» было вынуждено согласиться на ускоренную продажу, как полагает Les Echos.

Для чего приобретали GEFCO

В 2012 году приобретение нового актива, уточним, увязывалось в то время с созданием в перспективе международного железнодорожного логистического оператора ОТЛК, которую после передачи ей всех активов в ОАО «РЖД» оценили в $3,5 млрд. При этом чистая прибыль компании в 2015 году ожидалась в $400 млн, выручка – на уровне $1,6 млрд. К 2020 году эти показатели планировалось увеличить соответственно до $900 млн и $5,8 млрд.

Данный бизнес-план получил положительную оценку Минэкономразвития и Минтранса России. При этом отмечалось, что в ОАО «РЖД» использовали опыт GEFCO. Причем, как отмечало ее руководство, реализация проекта могло обеспечить более эффективное использование ресурсов железных дорог, а также улучшить координацию планов по перевозкам.

При создании ОТЛК не предполагалось, что GEFCO составит ей конкуренцию. Ведь в задачи последней не входило управление грузовыми вагонами и терминалами в зоне ответственности ОАО «РЖД». Наоборот, GEFCO планировалось вовлечь в оказание комплексных услуг на Едином экономическом пространстве (России, Белоруссии и Казахстана). Это должно было создать условия для того, чтобы национальные железнодорожные компании трех стран могли получить дополнительные доходы от использования инфраструктуры и дивиденды от владения акциями ОТЛК.

Иными словами, предполагалось благодаря всем этим мерам наполнить МТК Запад – Восток и Север – Юг дополнительными грузопотоками. На тот момент заявлялось, что потенциал этих коридоров был реализован менее чем на 1% в транзите. Это объяснялось отсутствием у ОАО «РЖД» опыта в сфере глобальной логистики и взаимодействия с частными операторами на нем.

Между тем GEFCO обладала практическим опытом в реализации LLP и 4PL-решений, располагала возможностью проведения экспертизы в организации разных видов перевозок и таможенном оформлении в регионах мира. Это позволяло выполнить нестандартные задачи, предъявляемые клиентами – в т. ч. по аутсорсингу сервисов в рамках цепочек поставок предприятий.

У GEFCO имелась своя ИT-система, позволявшая автоматизировать выполнение операций внутри обширной логистической сети. ОАО «РЖД» в итоге при создании своих бизнес-блоков, связанных с логистикой и предоставлением терминально-складских услуг, многое позаимствовало у GEFCO.
В итоге синхронизация двух проектов – создания ОТЛК и интеграция логистических бизнес-блоков с GEFCO – должна была принести синергетический эффект за счет скоординированного развития транспортных активов и внедрения передовых логистических технологий, а также привлечения клиентской базы на маршрутах Азия – Европа.

Планы были глобальные. Что в итоге?

Как видим, идеи были глобальные. А в итоге – сформировалось ООО «Жефко Россия», которое нашло свою нишу на российском рынке логистики и сформировало свой портфель заказов. Был реализован ряд проектов с «ТрансКонтейнером».

Однако со сменой руководства изменилось и отношение к GEFCO . Его признали непрофильным для железнодорожного перевозчика активом. И начали готовить его к продаже.
Одной из причин называлось сокращение продаж машин марки Peugeot и Citroen, собранных в Калуге. В ОАО «РЖД» стали говорить о том, что для перевозок 10 тыс. машин по российской территории располагать обширной сетевой структурой GEFCO как бы и ни к чему. Ниша LLP и 4PL-проектов в РФ тоже оказалась не очень-то востребованной. А выход ОАО «РЖД» на рынки ЕС в последние годы сильно ограничили.

Тем не менее говорить о том, что бизнес GEFCO в целом стал обузой для ОАО «РЖД», некорректно. Ведь GEFCO получала финансовую помощь от французского правительства. Да и сам факт слияния Fiat Chrysler и Peugeot Citroen, в результате которого получился автогигант Stellantis, говорит о многом. Во Франции, во всяком случае, постарались создать все условия, чтобы GEFCO держалась на плаву. И эта задача уж точно будет выполнена.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions