+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.05.2022 10:26:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Не так страшен железнодорожный тариф, как его малюют

В ближайшее время правительство РФ рассмотрит предложения ОАО «РЖД» о росте тарифов на перевозку грузов по сети. Пока окончательное решение не принято, экономическая ситуация на сети РЖД за последние 2,5 месяца, а также уже выделенные 250 млрд руб. на докапитализацию компании с большой долей вероятности могут свидетельствовать о том, что корректировка тарифной политики будет не такой существенной, как задумывалось изначально в марте. И значительного увеличения тарифов не произойдет.
Дальность растет, погрузка падает

В связи с запретом на заход российских судов в порты ЕС, эмбарго на уголь из России и приостановкой работы с Россией контейнерных линий сегодня основной грузопоток сосредоточен на восточном направлении. Спрос на доставку грузов из азиатских стран, в частности из Китая, растет. Но объемы экспорта в целом падают.

Сегодня складывается такая динамика, что внутренние перевозки компенсируют это падение экспорта. Погрузка на сети РЖД за январь – апрель 2022 года снизилась на 1,1% и составила 410,3 млн т. Но несмотря на снижение погрузки последние 2 месяца, в апреле на 5% и прогнозы по снижению в мае на 6,9%, грузооборот с начала года вырос на 2,6% и составил 882,8 млрд тарифных т-км.

Во внутреннем сообщении растет дальность, так как грузы везут на более длинные расстояния. Это означает, что меняется и доходная ставка у РЖД. Следовательно, и выручка по итогам 2022 года должна быть несколько больше, чем по итогам 2021-го. Это мнение на недавнем семинаре «Тарифообразование на железнодорожном транспорте в новых условиях: тарифы РЖД и ставки операторов», организованном РЖД-Партнером, уже озвучивал и заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

Напомним, что с 1 января 2022-го тарифы РЖД были проиндексированы на 6,8%. Согласно приказу ФАС, реализация предложений по индексации тарифов и принятие точечных тарифных решений должны были обеспечить сбалансированность финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2022–2024 гг.

После введения европейский санкций в марте ФАС собиралась учесть динамику инфляции и валютного курса в тарифах ОАО «РЖД». Предлагалось ежеквартально индексировать цены с учетом растущей инфляции, а также заметно увеличить экспортную надбавку. Сообщалось, что до конца полугодия надбавка может составить 23–25% против нынешних 8%. Резко против допиндексации тарифов на величину инфляции и курсовой разницы выступили металлурги и затем российские производители удобрений. А ЕСП предложил ввести мораторий на повышение тарифов хотя бы до осени.

После ряда обсуждений и корректировок появилась информация о том, что правительство РФ может не принять предложения ОАО «РЖД» о повышении экспортной надбавки для грузоотправителей и резком росте тарифов на перевозку угля. Но может быть утверждена поквартальная индексация грузового тарифа и отмена понижающих коэффициентов для угля.

Сейчас в правительстве РФ идет рассмотрение новых вариантов по тарификации грузовых перевозок. Каких конкретно, пока непонятно. Но в руководстве компании указывают на то, что РЖД – институт развития экономики РФ. И поэтому подчеркивают и важность соблюдения тарифного баланса на рынке. С одной стороны, тарифы не должны быть чрезмерными для рынка. Но с другой, их величина должна давать самой компании возможность поддерживать высокий уровень безопасности и надежности перевозок на сети.

Отметим, что именно на сбалансированность решений и подходов активно обращали внимания недавние участники семинара «Тарифообразование на железнодорожном транспорте в новых условиях: тарифы РЖД и ставки операторов», что, в свою очередь, также должно было способствовать обдумыванию и принятию взвешенного и грамотного решения.

На сегодня железная дорога отчитывается о выполнении всех планов и финансово-экономических показателей. Управление в компании по ключевым вопросам логистики грузовых и пассажирских перевозок осуществляется в штабном режиме и при тесном взаимодействии с Минтрансом России.

В начале мая руководство монополии заявило, что количество вопросов со стороны российских грузоотправителей снизилось в связи выстраиванием новых логистических цепочек. Поэтому рассматривается решение об уменьшении частоты грузовых отправок.

Деньги уже нашли

ФАС изначально намеревалась учесть динамику инфляции и валютного курса в тарифах ОАО «РЖД».

По данным Минэкономразвития, годовая инфляция в России за предыдущую неделю (с 30 апреля по 6 мая) ускорилась до 17,77%. По данным Росстата, наоборот, замедлилась до 0,12%. В майском докладе Центробанка о денежно-кредитной политике говорится о том, что перенос ослабления курса рубля в цены завершен. В марте годовая инфляция стала рекордной с 2015 года и составила 16,7%. Во второй половине месяца рубль укрепился, эффект ажиотажного спроса спал. За счет этого рост цен на многие товары замедлился, а некоторые из них подешевели, говорится в докладе.

ОАО «РЖД» за январь – апрель текущего года получило 697 млрд руб. доходов от основной деятельности. Доходная ставка с начала года выросла на 12,1% к 2021-му. Доходы от грузовых перевозок в апреле составили 139,6 млрд руб. (+5% к плану), доходы от пассажирских – 2,7 млрд руб. (+8,4% к плану).

И, по прогнозам РЖД, при дальнейшем снижении погрузки грузооборот на сети продолжит расти и в мае (+1,7% по плану), равно как и доходная часть. Планируется, что доходы от грузовых перевозок вырастут на 7,8%, до 149,6 млрд руб. Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении вырастут на 11%, то есть до 3,2 млрд руб.

На этом фоне правительство РФ уже выделило 250 млрд руб. на докапитализацию ОАО «РЖД». В руководстве отметили, что эта финансовая поддержка предназначена для реализации инвестиционной программы РЖД. При этом, по официальным данным, РЖД выполняет все обязательства перед трудовым коллективом: было принято решение о внеплановой индексации заработной платы работников с 1 мая на 5%. Стабильность и социальную защищенность трудовых коллективов в компании называют незыблемым приоритетом РЖД.

Но в этой ситуации с учетом всех факторов напрашивается логичный вопрос: если у РЖД уже есть и еще будет плюсовой доход, настолько ли необходимо повышать тариф?

Как высказываются эксперты рынка, сам факт, что правительство РФ до сих пор не приняло это решение, но уже выделило дополнительные средства РЖД, может свидетельствовать о небольшом по сравнению с изначальным росте тарифов в II полугодии 2022-го.

«Правительство предпринимает меры по сдерживанию инфляции. Производителям проката «рекомендовано» не превышать определенный порог рентабельности. Курс доллара на протяжении последних 4 недель стабильный. В предложенных в марте расчетах возможной индексации курс доллара принят более 100 руб. А сейчас он ниже уровня января – февраля 2022 года. Что индексировать?» – задается вопросом заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Трансметкокс» Евгений Кузнецов.

При этом, если говорить об отмене понижающих коэффициентов для угля, некоторые угольщики готовы платить. Косвенно это подтверждается готовностью части производителей везти продукцию как коксующийся уголь или антрацит с увеличенным на 8% тарифом. Все дело в том, что эта группа углей является более приоритетной номенклатурой перед энергетическими углями при распределении провозных мощностей на лимитирующих направлениях в сложившихся условиях.

Сами угольщики полагают, что до конца года действующие тарифы все же не сохранятся, но их увеличение не будет столь значительным.

Рентабельность сохранится?

При существующем уровне железнодорожного тарифа перевозки на сети РЖД останутся рентабельными, считают собеседники.

«На мой взгляд, не стоит ждать общей убыточности железнодорожных перевозок в текущем году, разве что по отдельным направлениям и по конкретным грузам: сейчас из-за введенных санкций против России идет переориентация логистических потоков с запада на восток, и она не может не влиять на темпы транспортировки по железным дорогам», – размышляет промышленный эксперт Леонид Хазанов.

По его мнению, вместо ожидавшегося ранее роста погрузки на сети РЖД в 2022 году можно ожидать снижения объема грузоперевозок на уровне 3–4%. Тем не менее рентабельность вряд ли исчезнет, скорее всего, она будет меньше, рассуждает он.

Несмотря на общее прогнозируемое сохранение рентабельности, вместе с тем не стоит забывать, что стоимость доставки складывается еще и из стоимости вагона.

«Здесь операторы не готовы к значительному снижению, даже несмотря на профицит полувагона под уголь в настоящий момент. Ссылаются владельцы вагонов на дороговизну ремонтов, импортные кассетные подшипники, неудовлетворительный оборот вагона на сети и высокие лизинговые платежи. Тем не менее не удивлюсь, что и им тоже могут настоятельно посоветовать умерить свои аппетиты», – добавляет Е. Кузнецов.

В период закрытия границ железнодорожное сообщение уже показало себя наиболее стабильным видом транспорта, хотя общее состояние экономики и не могло не отразиться на результатах погрузки на сети. Но при аналогичном прошлом желании РЖД повысить тарифы на фоне падения погрузки эксперты уже указывали на политику компании повысить доходную часть без организации более сложных действий по снижению расходной составляющей. В новых условиях просматривается схожая политика.

В любом случае финансовый анализ и прогноз изменения расходной части потребует определенного времени и подведения результатов работы по итогам ожидаемых всеми непростых II и III кварталов. Но так или иначе очевидно, что работы по развитию инфраструктуры нельзя останавливать, особенно на Восточном полигоне, который приобретает в последние месяцы крайне важное значение для всей структуры перевозок и экономики в целом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions