+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.01.2021 16:41:47
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В 2020 году доставка грузов по железной дороге в морские порты выросла на 3,6%, а отправка из портов – сократилась на 8,8%

Согласно данным из обзора перевозок грузов через морские порты за 2020 год, подготовленного АО «Морцентр-ТЭК», всего в прошлом году было перевезено российских грузов через морские порты России, стран Балтии, Украины и Финляндии 850,4 млн т, что на 4% меньше, чем за предыдущий год. Из них сухогрузов перевезено 433,6 млн т (+3,1%), наливных – 416,8 млн т (-10,5%).
Снижение грузооборота на 2,3%

Объем перевозок грузов через морские порты России, напомним, составил 820,8 млн т (-2,3%), в том числе сухогрузы – 404,7 млн т (+7,6%), наливные – 416,1 млн т (-10,4%). Внешнеторговых грузов перевезли 744,8 млн т (-1,8%). 

Рост грузооборота по сухогрузам эксперты объясняют положительной динамикой перевалки зерна, каменного угля, руды, минеральных удобрений, грузов в контейнерах, металлолома, а также незначительного прироста объемов перевалки черных металлов. А объем перевалки налива вызван снижением перевозок сырой нефти на 14,9%, нефтепродуктов, сжиженного газа.

«Грузооборот морских портов по направлениям показывает, что объемы снизились по всем направлениям, кроме сухогрузов в экспортном и каботажном направлениях. Доля экспортных грузов составляет 78,8% от общего грузооборота портов, импортных – 4,5%, транзитных – 7,5%, каботажных – 9,3%», – сообщается в обзоре.

Если рассматривать грузооборот отдельно по бассейнам, в Арктическом бассейне морские порты перегрузили 96,03 млн т (-8,4%). Объем перевалки сухогрузов сократился главным образом за счет угля, а также минеральных удобрений, что, в свою очередь, было вызвано аварией железнодорожного моста в направлении порта Мурманск.

Грузооборот портов Балтийского бассейна по итогам прошлого года составил 241,47 млн т с минусом в 5,8%. Как отмечается в обзоре, объем перевалки сухогрузов увеличился за счет каменного угля, черных металлов, руды, металлолома, грузов на паромах. В то же время в этом бассейне сократились объемы перевалки минеральных удобрений, прочих навалочных грузов в контейнерах, цветных металлов, рефгрузов, леса. Объем перевалки наливных грузов сократился за счет сырой нефти, сжиженного газа и пищевых грузов.

Отмечается, что основная доля перегрузки грузов в бассейне приходится на экспорт – почти 90%, каботаж и транзит составляют лишь 1,6% и 1,1% соответственно.

На 2,4% снизился грузооборот по итогам прошлого года в портах Азово-Черноморского бассейна – до 251,97 млн т. Здесь просела перевалка налива – за счет сырой нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа, химических грузов. Перевалка сухогрузов выросла главным образом за счет зерна, угля и минудобрений.

Грузооборот морских портов Каспийского бассейна увеличился на 9,5% и составил 8,1 млн т. Здесь выросли как наливные грузы (за счет транзита сырой нефти из Казахстана), так и сухогрузы (преимущественно зерно, черные металлы, лес).

Также в прошлом году на 4,6% (до 223,19 млн т) вырос грузооборот Дальневосточного бассейна. Но если объем сухогрузов вырос, то налив, наоборот, сократился. Наибольший рост объемов грузопереработки отмечается в портах Шахтерск – на 18,5%, Корсаков – на 12%, Ванино – на 6,5%, Восточный – на 5,2% и Находка – на 4,7%.

Доля доставки грузов разными видами транспорта

Как сообщают эксперты АО «Морцентр-ТЭК», всего в прошлом году в морские порты России для отправки морем прибыло 722,73 млн т грузов, что на 1,5% меньше по сравнению с предыдущим годом, из них сухогрузов – 356,34 млн т (+10,2%), наливных – 366,39 млн т (-10,8%).

При этом железнодорожным транспортом было доставлено 359,29 млн т (+3,6%), трубопроводным – 239,57 млн т (-12,3%), автомобильным – 80,1 млн т (+12%), морским транспортом – 25,71 млн т (-3,5%) и внутренним водным транспортом – 18,06 млн т (+14,2%).

«Основная доля грузов, доставляемых в морские порты, осуществляется железнодорожным транспортом – 49,7% и трубопроводным транспортом – 33,1%. На автомобильный транспорт приходится 11,1%, морской – 3,6% и речной – 2,5%», – поясняется в обзоре.

Вместе с тем объем отправленных из морских портов России грузов уменьшился на 4,7%, до 75,5 млн т, из них сухогрузов – 44,9 млн т (-5,8%), наливных – 30,5 млн т (-2,9%).

В прошлом году автомобильным транспортом из портов страны было отправлено 29,13 млн т, что на 6,4% меньше, чем за предыдущий год, морским транспортом – 28,67 млн т (-3%), по железной дороге было отправлено 12,65 млн т (-8,8%), трубопроводным транспортом – 4,85 млн т (+9%) и внутренним водным транспортом – 0,15 млн т (+4,1%).

«Основная доля грузов, отправляемых из морских портов, осуществлялась морским транспортом – 38%, автомобильным – 38,6%, железнодорожным транспортом – 16,8%, трубопроводным – 6,4% и внутренним водным – 0,2%», – отмечают эксперты.

Небольшое снижение контейнерооборота

Перегрузка контейнеров по итогам прошлого года сократилась на 0,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 5,2 млн TEU, в том числе количество груженых контейнеров составило 4,1 млн TEU (+1,4%), из них рефрижераторных контейнеров – 487,9 тыс. TEU (+5,2%), порожних – 1,1 млн TEU (-6,6%). При этом объем перевозок контейнеров в экспортном направлении сократился на 2%, в импорте – на 1,4%, в транзите – на 3,9%, а в каботаже отмечается рост на 6,7%.

«Доля перевалки контейнеров в экспортном направлении составила 40,4%, в импортном – 41,8%, в каботаже – 15,8%, а 2% перегружалось в транзитном направлении. Доли экспорта и импорта в ДФЭ практически одинаковые, однако в экспорте порожние контейнеры составили 30,6%, а в импорте – 7,3%. В экспорте большую долю составляет возврат порожних контейнеров от импортных поставок», – комментируют эксперты.

Основной объем перевалки контейнеров осуществляется в портах Санкт-Петербург – более 2 млн TEU, доля которого от общего контейнерооборота России составляет 39,6%, Владивосток – более 1 млн TEU (20,8%), Новороссийск – 783,2 тыс. TEU (14,8%), Восточный – 452,7 тыс. TEU (8,5%).

За 2020 год снижение перевалки контейнеров наблюдалось в портах: Большой порт Санкт-Петербург – на 5,5%, Калининград – 13,2%, Дудинка – на 1,9%, Мурманск – на 12,2%, Усть-Луга – на 20,2%. Динамика роста перевалки контейнеров отмечена в портах: Владивосток – на 4,5%, Новороссийск – на 2%, Восточный – на 14,7%, Петропавловск-Камчатский – на 6,8%, Магадан – на 19% и в целом по портам Сахалина – на 7,4%.

Объем перевозки грузов в контейнерах в морских портах России увеличился на 2,1% и составил 57,6 млн т. Средний вес одного груженого контейнера составил 13,98 т.

Перевозки внешнеторговых грузов

Объем перевозок российских внешнеторговых грузов через морские порты сократился на 3,7% и составил 774,4 млн т. Из них объем перевалки сухогрузов увеличился на 2,5%, до 400,49 млн т, наливных грузов – сократился на 9,7%, до 373,91 млн т. Снизились перевозки угля, металлов и лесных грузов, минеральных удобрений. В то же время увеличились объемы перевозки зерна, грузов в контейнерах и руды.

Как сообщают эксперты, объем перевалки внешнеторговых грузов в морских портах России за прошлый год составил 744,76 млн т, что меньше предыдущего года на 1,8%. Из них объем перевалки сухогрузов показал рост на 7,4% и составил 371,6 млн т, налива – падение на 9,5%, до 373,16 млн т.

В целом объем перевозок российских грузов через морские порты стран Балтии, Украины и Финляндии составил 29,6 млн т (-35,6%), в том числе сухогрузов – 28,9 млн т (-35,1%), наливных – 0,8 млн т (-49,3%).

Объем грузов в направлении стран Балтии снизился на 41,5%, было перевезено 20,87 млн т российских грузов. Согласно данным обзора, снизились объемы перевозок грузов по всей номенклатуре, кроме зерна.

Объем перевозок российских грузов в морские порты Украины уменьшился на 34,9% и составил 3,44 млн т. Здесь снизились объемы перевозок грузов по всей номенклатуре, кроме удобрений.

На 6,8% увеличился объем перевозок российских грузов в морские порты Финляндии – до 5,33 млн т, в том числе увеличились перевозки руды и минеральных удобрений.

«Необходимо отметить, что перевалка российской руды в портах сопредельных стран составляет более 40,22% от общего количества перевалки руды в морских портах и довольно высокой остается доля перевалки минеральных удобрений – 34%», – комментируют эксперты.

Перевозки по Северного морскому пути

Со ссылкой на данные администрации СМП, АО «Морцентр-ТЭК» сообщает о том, что объем перевозок грузов (без учета транзита) по итогам прошлого года составил 32,9 млн т, что в 1,5 раза больше, чем в 2019 году, в том числе генеральных – более 2,4 млн т (-9,8%), угля – 187 тыс. т (-20,1%), руды – 57 тыс. т (+5,6%), нефти и нефтепродуктов – более 8,2 млн т (+0,5%), газоконденсата – более 1 млн т (-13,9%), СПГ – более 18,6 млн т (+1,6%).

Что касается транзитных перевозок, в прошлом году было осуществлено 40 транзитных рейсов, в том числе 34 рейса судами под иностранным флагом. Всего перевезено более 1,2 млн т транзитных грузов различной номенклатуры, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущий год. Объем перевозок сухогрузов вырос в 4 раза – до 1,267 млн т, наливных грузов – 13,2 тыс. т. Основной грузопоток транзитных перевозок осуществлялся в направлении Восток – Запад.

«Средняя продолжительность транзитного рейса составила 8,3 суток. Судно под российским флагом с мороженой рыбой преодолело акваторию СМП за 6,2 суток в направлении Восток – Запад», – говорится в обзоре.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions