По итогам 9 месяцев порт продемонстрировал заметный рост практически всех составляющих: экспорт - +4%; импорт - +13%; грузы внутреннего сообщения (каботаж) – рост более чем вдвое. Транзит, снизившийся в целом по отрасли на 20%, в Николаевском порту упал незначительно – на 2%, с 1,49 до 1,46 млн т. Такая динамика делает порт одним из самых устойчивых по загрузке в акваториях Украины.
Рост порта обеспечили экспортные грузы, перешедшие из портов Крыма и востока Украины – сказались его выгодная логистика в сочетании с конкурентоспособным тарифным уровнем, а также возможность работать практически со всем номенклатурным спектром. Так, перевалка на экспорт черных металлов в порту за 3 квартала увеличилась более чем на 7% (в целом по отрасли упала на 12%), в т.ч. чугуна в 3,2 раза (по отрасли –
спад на 15%). На 25% повысилась перевалка на экспорт зерна, в 3,6 раз – руды, в 5 раз – строительных грузов.
Рост импорта обеспечили руда, уголь, кокс – грузы, замещающие утраченную Украиной грузовую базу Донбасса. В каботажном сегменте рост обеспечила новая логистика перевозок зерна и черных металлов – с использованием системы внутренних водных путей (Николаевский порт является частью сообщения река-море с использованием Днепра). Основу транзита, формирующего порядка 10% совокупного грузооборота порта, составили российские грузы – главным образом, уголь и нефтепродукты. Уголь переработан в объеме более 1 млн т – практически, на уровне января-сентября 2014 года (снижение на 90 тыс. т). Минимальным было и падение нефтепродуктов – на 18 тыс. т, до 370 тыс. Для сравнения: в целом по портам Украины перевалка транзитного угля упала на 3%, российских нефтепродуктов – на 30%.
В итоге совокупный грузооборот порта за 9 месяцев повысился на 6,5% и превысил 16 млн т. Напомним, как сообщал РЖД-Партнер, по результатам 2014 года порт увеличил перевалку на 2,5%, при этом транзит упал на 20%.
Владимир Каткевич