+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.07.2021 12:25:47
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Плавать по внутренним водным путям небезопасно: сигналы бедствия летят в пустоту

Генеральный директор компании «НавМарин» (производитель навигационного оборудования, морских и речных систем связи) Алексей Мигалин рассказал РЖД-Партнеру о ситуации с безопасностью на внутренних водных путях.
Плавать по внутренним водным путям небезопасно: сигналы бедствия летят в пустоту
– Алексей, как бы Вы оценили уровень безопасности при перевозке грузов и пассажиров на внутренних водных путях (ВВП) и море в России?

– Уровень безопасности на море для перевозимых грузов и пассажиров находится в удовлетворительном состоянии, чего нельзя сказать о внутренних водных путях, то есть реках, озерах, каналах, водохранилищах. Начну с небольшого пояснения.

Работы по содержанию и эксплуатации сети ВВП выполняют 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС) и государственное предприятие «Канал имени Москвы». В основе сети – гидротехнические сооружения (ГТС), строительство которых было начато еще в 50-е гг. прошлого столетия. Сейчас они находятся в разном техническом состоянии, но продолжают эксплуатироваться.

Общая протяженность ВВП федерального значения составляет 101 484,8 км на территории 64 субъектов Российской Федерации, из них с гарантированными габаритами судовых ходов – 49 872,6 км. При этом 78% водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая северный завоз. Большая часть грузов перевозится по Единой глубоководной системе европейской части России протяженностью около 6,5 тыс. км. В ее состав входят Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал, водные пути Волжско-Камского каскада водохранилищ, Канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и нижний участок р. Дон.

В случае ЧС сигнал бедствия с судна подается с помощью УКВ-связи. На 5-м канале (300,2 МГц) его должен принять диспетчер движения бассейнового управления и организовать спасение терпящих бедствие экипажа и пассажиров. Тут и начинается самое интересное. Система связи у всех бассейновых управлений сильно отличается друг от друга – из-за рельефа местности, протяженности и прочих условий. Построена она была в 50-е гг., основу составляли УКВ-радиостанции «Кама» и их разновидности.

В случае ЧС с судна передавался сигнал бедствия голосом, и по его окончании включался тональный вызов. Местоположение судна вычислялось по сигналу УКВ-передатчика с использованием пеленгаторов с берега. Но после распада СССР эта система связи бассейновых управлений не поддерживалась и ушла в прошлое. Новая современная система так и не была создана. До сих пор.

– Тогда какую систему связи бассейновые управления на ВВП используют сейчас?

– До сих пор аналоговую. Проблема в том, что аналоговая УКВ-связь не во всех бассейновых управлениях имеет максимальную территорию покрытия. Вследствие чего прием сигнала бедствия не гарантируется на 100%.

Сегодня в эру ГЛОНАСС мы до сих пор не можем передать сигнал бедствия с достоверными координатами!

На ВВП реализован проект по использованию на судах электронных картографических карт, что существенно может поднять безопасность плавания и пропускную способность рек и каналов. Но тут процесс тормозит Российский речной регистр (РРР). Отсутствуют требования об обязательном оснащении судов электронно-картографическими системами, хотя государство потратило и тратит большие деньги на создание и поддержку официальных электронных карт.

Все это заставляет меня сделать вывод о неудовлетворительном уровне безопасности плавания на ВВП.

– Какие задачи исходя из этого надо срочно решать?

– Как я уже говорил выше, главные проблемы – это малое покрытие территории ВВП УКВ-радиосвязью, отсутствие на капитанском мостике судов официальных электронно-картографических систем с указанием реальной обстановки на воде, большой объем ГТС, требующих капитального ремонта или реконструкции. ВВП с выставлением средств навигационной обстановки имеют протяженность 53 044,6 км, с круглосуточным движением судов – только 38 285,3 км. Напомню, общая протяженность ВВП федерального значения составляет 101 484,8 км.

– Какие шаги за последние полтора года (2020–2021 гг.) Вы можете назвать наиболее значимыми в этой сфере?

– Большая заслуга Росморречфлота заключается в получении госзаказа на ежегодное финансирование работ по созданию корректур официальных государственных электронных карт. Финансирование будет идти в бассейновые управления, которые и несут ответственность за создание корректур.

– Какие проекты в среднесрочной перспективе Вы считаете важнейшими для повышения безопасности движения?

– Создание цифровой системы передачи сигналов бедствия (ЦССБ), которую мы будем тестировать этим летом на территории бассейновых водных управлений.

Цифровая система позволяет передавать и принимать сообщения о бедствии с указанием достоверных координат и времени. Основой разработки являются УКВ-радиостанции речного диапазона частот (300–300,5 МГц, а также 336–336,5 МГц) со встроенным модемом, формирующим сообщения, ГНСС-приемником, определяющим координаты судна в реальном времени.

Сообщения о происшествии с указанием типа бедствия передаются с помощью нажатия на кнопку радиостанции. Передатчик радиостанции автоматически переключится на аварийный канал, и сообщение уйдет в эфир.

Пока для подключения к ЦССБ могут использоваться только носимые речные УКВ-радиостанции NavCom, поддерживающие аналогово-цифровую связь. После успешного испытания работы системы будет опубликован стандарт аналого-цифровой связи, и тогда к ЦССБ смогут подключиться радиостанции других производителей, соответствующие этому стандарту.

– Вы чувствуете административную поддержку государственных органов в решении этих задач или, напротив, сталкиваетесь с нормативно-правовыми ограничениями?

– Предлагаемые нами инициативы поддержки среди чиновников Минтранса не находят, но поддерживаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Минтранс совместно с Росморречфлотом готовит нацпроект «Внутренний водный транспорт». Помимо модернизации инженерных и гидротехнических сооружений, в него должна быть обязательно заложена модернизация системы связи бассейновых управлений на ВВП. Иначе никакого смысла не будет, если инженерные системы приведем в идеальное состояние, но продолжим терять суда из-за того, что своевременно не сможем принять сигнал бедствия.

Беседовала Юлия Чернышевская

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions