+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.07.2021 12:25:47
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Плавать по внутренним водным путям небезопасно: сигналы бедствия летят в пустоту

Генеральный директор компании «НавМарин» (производитель навигационного оборудования, морских и речных систем связи) Алексей Мигалин рассказал РЖД-Партнеру о ситуации с безопасностью на внутренних водных путях.
Плавать по внутренним водным путям небезопасно: сигналы бедствия летят в пустоту
– Алексей, как бы Вы оценили уровень безопасности при перевозке грузов и пассажиров на внутренних водных путях (ВВП) и море в России?

– Уровень безопасности на море для перевозимых грузов и пассажиров находится в удовлетворительном состоянии, чего нельзя сказать о внутренних водных путях, то есть реках, озерах, каналах, водохранилищах. Начну с небольшого пояснения.

Работы по содержанию и эксплуатации сети ВВП выполняют 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС) и государственное предприятие «Канал имени Москвы». В основе сети – гидротехнические сооружения (ГТС), строительство которых было начато еще в 50-е гг. прошлого столетия. Сейчас они находятся в разном техническом состоянии, но продолжают эксплуатироваться.

Общая протяженность ВВП федерального значения составляет 101 484,8 км на территории 64 субъектов Российской Федерации, из них с гарантированными габаритами судовых ходов – 49 872,6 км. При этом 78% водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая северный завоз. Большая часть грузов перевозится по Единой глубоководной системе европейской части России протяженностью около 6,5 тыс. км. В ее состав входят Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал, водные пути Волжско-Камского каскада водохранилищ, Канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и нижний участок р. Дон.

В случае ЧС сигнал бедствия с судна подается с помощью УКВ-связи. На 5-м канале (300,2 МГц) его должен принять диспетчер движения бассейнового управления и организовать спасение терпящих бедствие экипажа и пассажиров. Тут и начинается самое интересное. Система связи у всех бассейновых управлений сильно отличается друг от друга – из-за рельефа местности, протяженности и прочих условий. Построена она была в 50-е гг., основу составляли УКВ-радиостанции «Кама» и их разновидности.

В случае ЧС с судна передавался сигнал бедствия голосом, и по его окончании включался тональный вызов. Местоположение судна вычислялось по сигналу УКВ-передатчика с использованием пеленгаторов с берега. Но после распада СССР эта система связи бассейновых управлений не поддерживалась и ушла в прошлое. Новая современная система так и не была создана. До сих пор.

– Тогда какую систему связи бассейновые управления на ВВП используют сейчас?

– До сих пор аналоговую. Проблема в том, что аналоговая УКВ-связь не во всех бассейновых управлениях имеет максимальную территорию покрытия. Вследствие чего прием сигнала бедствия не гарантируется на 100%.

Сегодня в эру ГЛОНАСС мы до сих пор не можем передать сигнал бедствия с достоверными координатами!

На ВВП реализован проект по использованию на судах электронных картографических карт, что существенно может поднять безопасность плавания и пропускную способность рек и каналов. Но тут процесс тормозит Российский речной регистр (РРР). Отсутствуют требования об обязательном оснащении судов электронно-картографическими системами, хотя государство потратило и тратит большие деньги на создание и поддержку официальных электронных карт.

Все это заставляет меня сделать вывод о неудовлетворительном уровне безопасности плавания на ВВП.

– Какие задачи исходя из этого надо срочно решать?

– Как я уже говорил выше, главные проблемы – это малое покрытие территории ВВП УКВ-радиосвязью, отсутствие на капитанском мостике судов официальных электронно-картографических систем с указанием реальной обстановки на воде, большой объем ГТС, требующих капитального ремонта или реконструкции. ВВП с выставлением средств навигационной обстановки имеют протяженность 53 044,6 км, с круглосуточным движением судов – только 38 285,3 км. Напомню, общая протяженность ВВП федерального значения составляет 101 484,8 км.

– Какие шаги за последние полтора года (2020–2021 гг.) Вы можете назвать наиболее значимыми в этой сфере?

– Большая заслуга Росморречфлота заключается в получении госзаказа на ежегодное финансирование работ по созданию корректур официальных государственных электронных карт. Финансирование будет идти в бассейновые управления, которые и несут ответственность за создание корректур.

– Какие проекты в среднесрочной перспективе Вы считаете важнейшими для повышения безопасности движения?

– Создание цифровой системы передачи сигналов бедствия (ЦССБ), которую мы будем тестировать этим летом на территории бассейновых водных управлений.

Цифровая система позволяет передавать и принимать сообщения о бедствии с указанием достоверных координат и времени. Основой разработки являются УКВ-радиостанции речного диапазона частот (300–300,5 МГц, а также 336–336,5 МГц) со встроенным модемом, формирующим сообщения, ГНСС-приемником, определяющим координаты судна в реальном времени.

Сообщения о происшествии с указанием типа бедствия передаются с помощью нажатия на кнопку радиостанции. Передатчик радиостанции автоматически переключится на аварийный канал, и сообщение уйдет в эфир.

Пока для подключения к ЦССБ могут использоваться только носимые речные УКВ-радиостанции NavCom, поддерживающие аналогово-цифровую связь. После успешного испытания работы системы будет опубликован стандарт аналого-цифровой связи, и тогда к ЦССБ смогут подключиться радиостанции других производителей, соответствующие этому стандарту.

– Вы чувствуете административную поддержку государственных органов в решении этих задач или, напротив, сталкиваетесь с нормативно-правовыми ограничениями?

– Предлагаемые нами инициативы поддержки среди чиновников Минтранса не находят, но поддерживаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Минтранс совместно с Росморречфлотом готовит нацпроект «Внутренний водный транспорт». Помимо модернизации инженерных и гидротехнических сооружений, в него должна быть обязательно заложена модернизация системы связи бассейновых управлений на ВВП. Иначе никакого смысла не будет, если инженерные системы приведем в идеальное состояние, но продолжим терять суда из-за того, что своевременно не сможем принять сигнал бедствия.

Беседовала Юлия Чернышевская

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions