+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2016 14:00:00
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

е-Навигация: будущее или настоящее?

Безопасность и эффективность судоходства зависит от многих факторов и для их обеспечения сегодня применяются самые последние технологии. О том, что такое е-Навигация, в каких сферах она внедряется и какое применение нашла в России специально для РЖД–Партнера рассказал заместитель генерального директора ООО «Транзас Навигатор» Александр Пинский.
е-Навигация: будущее или настоящее?
– Александр Савельевич, что такое е-Навигация?

– Это одна из ключевых инициатив ИМО (Международной морской организации, межправительственной организацией, регламентирующей вопросы, связанные с международным торговым судоходством). Она направлена на повышение безопасности судоходства и защиту окружающей среды. Одновременно с этим, можно говорить, что е-Навигация – это и качественный технологический скачок в управлении морским и речным транспортом, который позволит полноценно использовать средства ИТ и телекоммуникаций, например, технологий Big Data и Internet of Things в управлении флотом.
В соответствии с определением, принятым ИМО «...е-Навигация – это гармонизированные сбор, интеграция, обмен, представление и анализ морской информации на борту судна и в береговых системах посредством электронных средств для совершенствования процесса перехода (судна) от причала до причала (в портах отхода и назначения) и соответствующих сервисов, обеспечивающих безопасность мореплавания и защиту окружающей среды».
Другими словами, главной целью e-Навигации является средством обеспечения безопасности судоходства.

– То есть эта система нацелена на обеспечение безопасности на воде?

– Да, благодаря передаче и обработке в режиме онлайн информации, поступающей из различных источников к участникам судоходства, удается обеспечивать единую и непротиворечивую картину для планирования и контроля судовождения. Таким образом, при работе судоводителей, портовых и береговых служб, судоходных компаний, служб спасения и т.п. снижается риск человеческой ошибки и повышается скорость реагирования на нештатные ситуации, появляется возможность более качественно прогнозировать и предупреждать те или иные инциденты. Интеллектуальные системы, оснащенные интуитивно понятным человеко-машинным интерфейсом, должны минимизировать риск человеческой ошибки и радикально повысить как безопасность судовождения, так и эффективность управления водным транспортом.

– Как это проявляется на практике?

– Повышение эффективности обеспечивается в рамках е-Навигации за счет более эффективного планирования эксплуатации флота:снижения непродуктивных простоев судов, затрат на оформление отчетности и т.п.
Одним из уже существующих примеров повышения эффективности за счет средств е-Навигациии можно назвать «единое окно», внедрение которого сейчас осуществляется как обязательный элемент судоходства в Европейском союзе. Его задача – снизить число необходимых докладов различным береговым службам. Причем именно в акваториях с наиболее интенсивным судоходством, на подходах к портам – там, где нагрузка на судоводителя и так максимальная.
Сейчас активные работы по развитию стандартов и технологий ведутся, в первую очередь, в Европейском союзе, США, Австралии, Канаде, Японии и Южной Корее. Задача этих проектов – выработать практические решения и технические стандарты, на основе которых
ИМО сформирует нормативные требования к оснащению судов и береговых систем, а также к процедурам судовождения.

– Какие существуют примеры внедрения е-Навигации?

– В 2013–2015 гг. был реализован проект MONALISA 2 (Motorways & Electronic Navigation by Intelligence at Sea), финансируемый за счет средств бюджета ЕС. Участники проекта – 37 партнеров из стран Северной и Южной Европы (национальные Морские администрации, научные институты, индустрия). Проект сфокусирован на разработке концепции эффективности управления морским транспортом, безопасности, поисково-спасательных операциях. Продолжением проекта MONALISA стал проект STM Validation (Управление движением транспорта – подтверждение концепции, 2015 – 2018 гг.). В проекте участвуют уже 43 партнера. Целью проекта является создание тестовых площадок Е-Навигации в Балтийском, Северном и Средиземном море.
Сейчас в России начата реализация нескольких проектов в области е-Навигации. В рамках реализации ФЦП Министерства транспорта «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» идет создание физической инфраструктуры Пилотной зоны е-Навигации в восточной части Финского залива. В частности ведется установка консолей для размещения АРМов е-Навигации, установка компьютеров, модернизация сети передачи данных, установка судовых картографических систем, поставка планшетов для персональных лоцманских комплектов и др. Одновременно, в рамках Национальной технологической инициативы реализуется проект разработки технических средств е-Навигации, в рамках плана мероприятий («дорожной» карты) «Развитие рынка/отрасли Маринет». Этот проект также реализуется «Транзасом», он должен впервые в мире объединить все компоненты е-Навигации на основе существующих средств морской навигации.

– Как Вы считаете, и как скоро е-Навигация завоюет мир?

– Уже в ближайшее время эта система станет определять стандарты и правила, обязательные для судоходства в мировом масштабе. И без их соблюдения ни одно судно, ни один порт не смогут работать в регуляторном поле международных морских перевозок. Для России внедрение средств е-Навигации является критически важным для функционирования водного транспорта в новых условиях. Но еще более важным, на мой взгляд, является влияние е-Навигации на конкурентоспособность наших портов и судоходных компаний.
На сегодняшний день основные усилия по созданию стандартов электронной навигации сосредоточены в рамках исследовательских проектов Европейского союза – и можно с уверенностью утверждать, что в отсутствие альтернативы именно эти стандарты, разрабатываемые с фокусом на специфику и интересы региона, будут приняты Международной морской организацией в качестве мировых стандартов морского транспорта.
Российская Федерация сейчас имеет уникальную возможность предложить альтернативу и даже возглавить глобальный процесс формирования стандартов и среды е-Навигации. Во-первых, в России существует развитая инфраструктура как основа для внедрения е-Навигации: у нас функционирует 21 система управления движением судов, большая часть морских судов и судов смешанного (река-море) плавания РФ, уже оборудованы современным навигационным и связным оборудованием. В Росрыболовстве функционирует Отраслевая система мониторинга (ОСМ), предназначенная для мониторинга всех рыбопромысловых судов РФ и иностранных судов, работающих в экономической зоне РФ. На сегодняшний день мониторится около 2000 судов.
Во-вторых, речь идет об информационных технологиях, где российские компании традиционно сильны и конкурентоспособны на мировом рынке, в том числе и в морской отрасли.
В-третьих, позиции России среди стран БРИКС открывают возможности создания единого пространства е-Навигации со своими собственными стандартами от Арктики до Индийского океана, от южной Атлантики до Дальнего Востока, куда будут вовлечены не только сами страны БРИКС, но и другие страны этих обширных регионов. При этом данные стандарты и решения могут инкорпорировать опыт и наработки Европейского союза для формирования единых, гармоничных решений, выгодных всему международному сообществу.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions